Театр ее музыки
Анастасия Гончарова, пианист, импровизирующий в разных стилях и направлениях, композитор и аранжировщик, живет на юге столицы. Среди ее друзей и коллег немало артистов. И Всемирный день театра, 27 марта, они отмечают вместе.
Анастасия сотрудничает со многими московскими театрами как концертмейстер, аккомпаниатор и музыкант. А впервые попробовать на ощупь клавиши пианино ей выпало в неполных 4 года.
СЕКРЕТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Насте Гончаровой повезло, вместе с гаммами и уроками сольфеджио ей предложили сочинять музыку и импровизировать.
— Мой первый педагог Ирина Борисовна Природная задавала хитрые задачки, например, «сыграть» погоду за окном или осмыслить с помощью музыки картину какого-нибудь известного художника, — вспоминает сегодня пианистка.
Она до сих пор не забыла возникавшее при этом ощущение восторга.
Что-то похожее в пластике исполняют абитуриенты театральных вузов во время сценических этюдов. Так, девочка увлеклась музыкой всерьез, просиживала за инструментом по 4–5 часов ежедневно, и все 40 композиций Нотной тетради Анны-Магдалины Бах для начинающих пианистов подчинились ей уже в течение
первого года обучения.
В 6 лет Настя уже участвовала в международных конкурсах, выступала на сценах в сопровождении оркестров. А в 2013 году она успешно окончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории имени Чайковского в 2015-м,
там же и аспирантуру.
МИР ТВОРЧЕСКИЙ ТЕСЕН
Но одними классическими концертами она, конечно, уже не могла удовлетворить свою ненасытную в жажде творчества фантазию. Как оказалось, возможность импровизировать дарит современный театральный мир.
— Самыми первыми моими партнерами на сцене стали солисты Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Детского музыкального театра имени Наталии Сац, — вспоминает пианистка, — любопытным оказался опыт работы с Театром Алексея Рыбникова, мы поставили монооперу Микаэла Таривердиева по поэме Роберта Рождественского «Ожидание».
В этом произведении Анастасия Гончарова исполняла главную фортепианную партию, аккомпанировала певице Лилии Диановой.
— Мое сотрудничество с драматическим театром началось со знакомства с выпускниками ГИТИСа. В маленький семейный театр в Куркине, созданный ими, я устроилась и преподавателем фортепиано, и музыкальным оформителем спектаклей, — рассказывает Анастасия.
Когда-то мюзикл «Мама и семеро козлят» приобрел новые музыкальные краски благодаря ее аранжировкам.
— Мне нужно было придумать и некоторые танцевальные номера, например, перед известной песней козы «Я — ваша мама». Но от постоянного сотрудничества с этим коллективом пришлось отказаться из-за слишком длинной дороги, — не скрывает грусти пианистка. Любовь к чему-то необычному привела нашу героиню на площадку иммерсивного театра под названием «Мосспектакль». Там зрителей наряду с актерами погружают в происходящее действо, и музыканту Гончаровой позволено изобретать что-то свое в пространстве музыкально-песенных представлений. Давно востребованы московской публикой моноспектакли драматических актеров. Они не нуждаются в сложном реквизите, вместо декораций настроение публике, необходимые ассоциации создает музыка.
— Со сцены могут звучать как песни в исполнении актера, так и стихи. И мое умение импровизировать очень востребовано. Я дополнительно могу выделить музыкой какие-то значимые паузы, повысить музыкальным сопровождением накал страсти звучащей фразы, — объясняет Анастасия. С благодарностью она вспоминает свои совместные проекты с народным артистом России Дмитрием Певцовым. Несколько месяцев назад на Цветном бульваре музыкальный импровизатор Гончарова принимала участие в благотворительном фестивале «Звезда Рождества», который вела народная артистка РФ Ирина Алферова. Аккомпанировала Анастасия во время выступлением актрисы Вероники Вяткиной, также под ее фортепианное сопровождение пел известный тенор Сергей Петрищев.
— В таких проектах очень важно полное доверие между музыкантом и исполнителем. Когда случается, что артист подзабудет какие-нибудь слова, я не стесняюсь и сама ему подпеть. Зритель нас ни разу не заподозрил в непрофессионализме, все выглядело так, будто дуэт подразумевался заранее, — делится маленькими хитростями Анастасия.
СКАЗКА ОЖИВАЕТ ПО НОВОМУ
Сегодня опыт работы Анастасии Гончаровой в музыкальных постановках очень востребован в Московском государственном театре Роста в Царицыне. Еще недавно на его сцене шли исключительно драматические спектакли. И вот в прошлом году состоялась премьера первого мюзикла «Цветик-Семицветик».
— Вообще-то актеры априори должны уметь петь. Но иногда бывают некоторые трудности. Все-таки спеть в мюзикле — это не просто выйти на сцену с концертным номером. За 1 час 20 минут перед глазами зрителей рождается 20 музыкальных номеров. Главные герои поют почти в каждом. Но мне, как концертмейстеру, пришлось больше всего работать с артистами, поющими в массовых сценах, например, в хоре игрушек и медведей непросто было выстраивать голосовое взаимодействие, где-то понадобилось двигать тональность вверх или вниз, чтобы облегчить задачу, украсить звучание, тем самым и больше заинтересовать самих исполнителей, — признается Анастасия Гончарова.
Сложить коллектив музыкально у нее получилось только после 10-й репетиции. Ну а за целый год все уже научились петь все, хоть среди ночи разбуди — каждый споет любую партию.
— Атмосфера театральной жизни также очень располагает к творчеству, здесь все друг друга приветствуют, заботятся друг о друге, даже буфетчики и охранники, — с удовольствием рассказывает пианистка-концертмейстер. Сегодня «Цветик Семицветик» уже очень полюбился юным зрителям столицы и занял одно из основных мест в афишах Театра Роста. То есть музыкальные эксперименты себя оправдали, не за горами и новые.
СПРАВКА
Анастасия Гончарова — лауреат международных конкурсов в номинациях «фортепиано», «композиция», «ипровизация», многократный обладатель диплома «лучший концертмейстер конкурса». Ее талантам рукоплескали не только меломаны в России, но и в Австрии, Италии, Финляндии...