Доли секунды, спасающие жизни

19 апреля. Помощник начальника караула отдельного поста 83-го ПСЧ Иван Курносов под руководством врача 13-й подстанции скорой помощи Владислава Шаймарданова проводит сердечно-легочную реанимацию манекена. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
19 апреля. Помощник начальника караула отдельного поста 83-го ПСЧ Иван Курносов под руководством врача 13-й подстанции скорой помощи Владислава Шаймарданова проводит сердечно-легочную реанимацию манекена. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Два дня подряд пожарные-спасатели Главного управления Южного округа занимались полезным практикумом. На соревнованиях по боевому развертыванию они оттачивали известные навыки, а в совместных учениях с медиками повезло научиться много чему новому. Подсмотрели боевые уроки и корреспонденты «ЮГ».

Отрабатывать до мелочей На базе 32-й специализированной части по тушению крупных пожаров есть возможность проводить целый комплекс тренировочных мероприятий. Боевое развертывание включает в себя четыре проверочных этапа:

1) индивидуальная боевая экипировка;

2) установка автомобиля на водоисточник;

3) прокладывание магистральной и двух рабочих линий в окна третьего и четвертого этажей учебной башни с использованием комбинированного подъема;

18 апреля. Пожарный 20-й ПСЧ Сергей Аведисян проходит 2-й этап с рабочими рукавами. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
18 апреля. Пожарный 20-й ПСЧ Сергей Аведисян проходит 2-й этап с рабочими рукавами. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

4) подача воды на третий и четвертый этажи. Расстояние от пожарной автоцистерны до учебной башни — порядка 100 метров. Максимально допустимое время преодоления созданной «полосы препятствия», как признался журналистам судья, капитан Ахат Рустамов, семь минут. И это, оказывается, громадный временной промежуток. Командам, в него не уложившимся, грозит позорная дисквалификация. Для новичка наблюдение за соревнованиями, в которых принимают участие восемь частей-команд, состоящих каждая из семи бойцов, — вполне захватывающее занятие. Ну а знатоки не могут обойтись без критики.

— На старт, внимание, марш, — отдает команду капитан внутренней службы Рустамов, и вот уже огнеборцы одной из самых заслуженных в спорте 83-й части из района Орехово-Борисово Северное точно запрыгивают в свои боевки. Только с поднятием руки одевшегося последним этот этап считается пройденным. Секунды летят, а вместе с ними щелкают почти волшебным образом различные узлы-механизмы, связывающие рукава, соединяющие штурмовые лестницы. Подобно цирковым артистам, пожарные взмывают, кажется, легко и непринужденно на башню, все сложилось, хотя стрелка часов только еще стремится пересечь отметку в полторы минуты. И… выясняется, что водяные струи не могут пробиться наверх. Ай-ай!

18 апреля. Старший пожарный 83-й ПСЧ Анатолий Соболев го- товится подключить рукава к водопроводу перед поломкой трех- ходового разветвления. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
18 апреля. Старший пожарный 83-й ПСЧ Анатолий Соболев готовится подключить рукава к водопроводу перед поломкой трех- ходового разветвления. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

КОГДА ПОДВОДИТ ТЕХНИКА

Техническая неполадка обнаруживается в так называемом трехходовом разветвлении (тройнике. —»), «ушко» металлическое непредвиденно загнулось, и магистральный рукав не состыковался с рабочими линиями-рукавами «ЮГ».

— Не проверили, не досмотрели, — перешептываются между собой коллеги из других частей. Увы, замена тройника «съедает» все выигранные ранее минуты. Итоговое время исполнения боевого развертывания у 83-й пожарной части переваливает далеко за три минуты. Ребята собою, конечно, не довольны.

— На городских соревнованиях у нас и «задержка» (крюк, удерживающий вертикально рукав, по которому подается вода. — «ЮГ») отлетала, — вспоминает майор внутренней службы, начальник отдельного поста 83-й пожарной части Василий Суркин, — у Ивана ствол из рук вырвался, чудом травмы удалось избежать.

Пожарный Иван Комаргалов виновато улыбается, мол, надо заниматься больше. Хотя именно эту команду обвинять в «неуспеваемости» не приходится. Сколько раз уже ребята отрабатывали каждый этап по отдельности.

— Одеваться научились за 12 секунд при норме 29, — не скрывает личных рекордов старший сержант внутренней службы Комаргалов. А уж как стремительно он берет на абордаж этажи—все даже в этот раз воочию убедились. Опытным пожарным бывает достаточно и одной штурмовой лестницы, чтобы оказаться на высоте.

19 апреля. Команды пожарных Управления по ЮАО и медиков скорой помощи провели «спасательную операцию» за 18 минут. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
19 апреля. Команды пожарных Управления по ЮАО и медиков скорой помощи провели «спасательную операцию» за 18 минут. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Помните, как тушили гостиницу «Россия»? Там боец с одной «штурмовкой» выше 20-го этажа забрался, спас иностранку, и муж ее потом даже машину этому герою подарил, — воспоминает Иван. Да, люди куда как надежнее техники. Кстати, в итоге в этих соревнованиях никто особенно не выделился. С небольшим отрывом вперед вырвалась 106-я пожарная часть.

— Слаженность команды, четкость выполнения всех задач сыграли свою роль, — объясняет успех командир отделения 106-й пожарной части Денис Гузов.

В ОДНОМ СТРОЮ

Жизнь пострадавших зависит от того, как быстро и правильно они будут эвакуированы из аварийной зоны, как своевременно им окажут медицинскую помощь. Зачастую пожарным-спасателям приходится брать на себя функции медиков. Первые совместные масштабные учения специалистов скорой медицинской помощи и пожарных прошли сразу в четырех отдельных локациях 32-й пожарной части. Отдельные часы были посвящены оказанию первой медицинской помощи потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях и на пожаре, прежде всего — основам базовой сердечно-легочной реанимации.

18 апреля. Пожарный 83-й ПСЧ Иван Комаргалов с рукавом и штурмовой лестницей бежит тушить башню. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
18 апреля. Пожарный 83-й ПСЧ Иван Комаргалов с рукавом и штурмовой лестницей бежит тушить башню. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Она потребуется при гипоксии, асфиксии, объемной травме и кровопотере, — инструктирует пожарных фельдшер 63-й подстанции Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова Анастасия Исаева. Анастасия работает пять лет, а опыт накопила.

— Вспомнилось недавнее ДТП на Симферопольском шоссе, когда спасатели очень аккуратно достали девушку из заблокированного автомобиля. Произошло столкновение с фурой, всего пострадало четыре машины. Мы сумели быстро оказать первую помощь автоледи и доставили ее вовремя в больницу, жизнь спасли, — не скрывает радости Анастасия.

По соседству проходит «урок» по спасению попавшего в аварию мотоциклиста. Непросто снять шлем с его головы, а сделать это нужно. И на вакуумный матрас пострадавшего необходимо очень бережно перенести.

— Вакуумный матрас, превращающийся в кокон, удобен также в ограниченных пространствах, например в небольших комнатах, — объясняет учащаяся последнего курса московского Медицинского колледжа No 2 Мария Ханина. — Мне приходилось уже выносить из огня с его помощью и маленьких детей, надышавшихся угарным газом, и взрослых.

Еще одно очень непростое задание пожарным придумали медики в зоне смотровой автомобильной ямы. Случаи падения строителей-монтажников, разнорабочих в шахты лифта, например, в строящихся домах, а также прохожих в обычные уличные люки не редки. С 4–6-метровой глубины зажатого в узком пространстве пострадавшего способны достать только обученные спасатели.

19 апреля. Фельдшер 13-й подстанции скорой помощи Виктория Васильева объясняет, как переносить упавшего в люк. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
19 апреля. Фельдшер 13-й подстанции скорой помощи Виктория Васильева объясняет, как переносить упавшего в люк. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Хуже того, что он упал, уже не случится. Важно разговаривать с оказавшимся в беде человеком, попытаться успокоить его, поинтересоваться, где и что у него болит, — руководит занятием фельдшер 13-й подстанции Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова Виктория Васильева. — Был у нас случай, когда пациент пролетел 6 метров и застрял в позе полусидя. Он весь переломался, но его достали и через два месяца уже выписали из больницы.

На словах спасение выглядит не более чем трюк фокусника при наблюдении учений со стороны — тем более смотровая автояма пролегает на глубине каких-то двух метров. В полном боевом снаряжении пожарный спасатель проделывает все необходимые манипуляции, чтобы спуститься к распростертому на дне предполагаемой шахты лифта человеку. И уже через 10 минут статист-пострадавший возвращается на поверхность земли.

— Важный урок, мы поэкспериментировали со складной универсальной лестницей Чернышева, придумали, как к ней крепить веревку с карабином, как на «спасательной косынке» поднять человека, чтобы не усугубить его и так тяжелое состояние, — рассказывает старший инструктор ГДЗС 32-й пожарной части Илья Фастов по завершении «спа- сательной операции».

И под финал — самое сложное испытание, где каждый из участников сегодняшних учений должен доказать свою профпригодность. Представьте инсценировку аварии со множеством пострадавших, то есть на оживленной улице, где сталкиваются автомобиль и мотоцикл, и все это происходит напротив обычной автобусной остановки...

Рядом с мотоциклом «БМВ» и ГАЗ-21 «Волгой» оказываются несколько беспорядочно лежащих людей. В салоне авто также трое статистов, все надрывно стонут, даже кричат. Гримеры постарались так, что смотреть на эту постановку без содрогания невозможно.

18 апреля. Старший водитель 37-й ПСЧ Максим Довгалев готов к отбору воды. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
18 апреля. Старший водитель 37-й ПСЧ Максим Довгалев готов к отбору воды. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Мне приходилось эвакуировать пострадавших из «Газели» при ДТП, — вспоминает мастер-пожарный 32-й пожарной части Сергей Моисеев. — Водитель «Газели» вышел поменять колесо в левой полосе Симферопольского шоссе, когда несущиеся следом автомобили не притормозили, врезались.

Сергей помнит, что 12 человек тогда оказались в железном плену и лишь четверых удалось достать из смятой машины живыми. Работа в условиях массового ДТП — сложное испытание для всех. Поэтому к учебе все относятся всерьез: пожарные буквально вырезают из металла «потерпевших», и бригады скорой помощи стремительно перехватывают эстафету по борьбе со смертью. Только когда все восемь предполагаемых пострадавшх оказываются в каретах скорой помощи, раздается победный финальный сигнал.

— Мы справились. 18 минут на всю эвакуацию. Поздравляю! — объявляет старший действующий сотрудник Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова Надежда Иванова. Дай бог, чтобы в жизни этого не повторилось.

Новости партнеров