За пазухой — самое ценное

28 мая. Куратор выставки Виктория Сушко демонстрирует уникальные предметы медного литья. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
28 мая. Куратор выставки Виктория Сушко демонстрирует уникальные предметы медного литья. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась камерная выставка «Христос за пазухой. Искусство медного литья». Экспозиция представляет лучшие образцы коллекции меднолитых икон, хранящиеся в собрании музея.

Икона «Богоматерь Страстная». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Икона «Богоматерь Страстная». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Сама экспозиция занимает всего одну витрину. Несмотря на небольшое количество образцов, выставка довольно репрезентативная: представлены основные типы медного литья, а также самые популярные сюжеты меднолитой пластики.

До наших дней дошло не так много икон, выполненных в подобной технике, просто потому, что их делали подпольно и большую часть тщательно прятали от посторонних глаз. Дело в том, что медь для икон традиционно использовалась старообрядцами. После церковного раскола деревянные старообрядческие иконы ломали и жгли, а медь была устойчива к повреждениям. Какое-то время медный промысел одинаково успешно осваивали как «никоновцы», так и «аввакумовцы», но приход к власти Петра I закончил «медную главу» в истории официальной иконописи. Страна принялась за развитие военной отрасли, а массовое производство оружия было невозможно без этого металла.

— В 1723 году Петр I издал указ, согласно которому запрещались не только производство и продажа, но и даже само бытование таких предметов, — поясняет Виктория Сушко, куратор выставки. — Мастера уезжали подальше от крупных городов. Производство и почитание меднолитых икон продолжались только в старообрядческих центрах. И делалось это, естественно, тайно.

При обнаружении властями подобных медниц мастеров ждало суровое наказание. Именно поэтому произведенные с таким риском складни и иконостасы прятались по домам. А маленькие кресты и образы Богородицы и святых люди носили под одеждой — за пазухой, как самую большую ценность.

— Здание, в котором располагалась одна из таких литейных мастерских, до сих пор сохранилось недалеко от Преображенского кладбища, — рассказывает куратор. — Там в свое время была большая старообрядческая община.

В витрине представлены несколько типов медного литья: поморское, гуслицкое, никологорское и московское. Всего здесь можно увидеть 22 предмета — это складни, в числе которых признанный шедевр — четырехстворчатый складень «Двунадесятые праздники и поклонение иконам Богоматери», — кресты и иконы с разными сюжетами. По словам куратора, чаще всего изображались лики Богородицы, к которой раскольники относились с особым трепетом, и святого Николая Чудо творца.

— Московское литье отличалось декоративностью, яркими травяными орнаментами и более реалистичным, чем у выговских мастеров, изображениями лиц, цветной эмалью, — говорит Сушко. — Тем не менее московские мастера за образец брали работы своих выговских «коллег».

Поморские «выговцы» были примером и для многих других старообрядческих ремесленных общин. Они, продолжая традиции древнерусской пластики на основе православных канонов, создавали новые композиции и изделия. Важное место среди художественных мастерских Выги занимала «медница», первое упоминание о которой относится к 1719 году. Цветной металл поступал в пустынь разными путями: от купцов и покровителей — сторонников «древнего благочестия».

Сюжеты старообрядческих икон тоже отличала своя специфика, например, изображение евангелистов в виде животных. Символом Mapкa у старообрядцев является орел, а Иоанна — лев. А на куполах церквей и в руках святых только восьмиконечные кресты.

В 1883 году указ Петра I в отношении этих икон перестал действовать, и к концу XIX века меднолитейное дело получило особенный размах. А кресты и образа, сохранившиеся в годы гонений, почитались уже не только в старообрядческой среде, но и у всего русского народа.

Новости партнеров