Гармония и красота простоты
В центре искусств «Арткоробка» в рамках ежегодной жанровой выставки «НЕОПЕЙЗАЖ 2024» открылась экспозиция российских художников «Пейзаж | Сад с горчичное зерно». Ее организаторы, арт-проект «Квартира-10» и творческое объединение «Очарованные Поднебесной», предлагают всем желающим заняться собственным расследованием тайн китайской живописи.
«Любование рассветом», «Зеленые горы», «Весна» — от одних названий полотен уже хочется расцветать вместе с просыпающейся за окном природой. Только выставка дарит не просто позитивное настроение, но и глубокую духовную мудрость. В заявленном названии заложена приставка «нео-», художники раскрываются в творчестве через новое видение. У посетителей есть возможность задуматься над образами-символами, заключенными в каждой работе.
— Расцвет китайской культуры пришелся на VII век, совпавший с эпохой Тан, — напомнила на открытии выставки ее куратор и художник Оксана Тищенко. — Так, в императорском окружении чиновники обязаны были владеть и стихосложением, и каллиграфией, и живописным искусством.
Оксана предложила отнестись к экспозиции, как к кабинету некоего мудреца, сотворившего его обстановку с помощью туши, рисовой бумаги, кисти и тушечницы. Нигде, кроме Китая, не научились производить необходимые минеральные краски, тушь для китайской живописи подходит только китайского производства, вместе с тем не любая даже китайская рисовая бумага подойдет для написания картины.
— Стиль Гунби (Оксана предлагает повнимательнее рассмотреть «Обитель белых журавлей» Дианы Медведевой) подразумевает создание практически лубочных образов, своего рода прямолинейных.
Наш экскурсовод рассказала, что выбирающий этот стиль художник должен обладать мастерством оптического смешивания красок. Важно очень тонко накладывать слои, чтобы не выглядели штукатуркой, точно дама с грубо сделанным макияжем. Добиться необходимого эффекта помогает бумага, которая практически не впитывает краску, позволяя ей растекаться. Иные требования диктует работа в стиле се-и. Мастер изначально наносит линии тушью, буквально ловит кончиком кисти свое настроение, а рисунок под его рукой продолжает развиваться самостоятельно. Оксана Тищенко показала несколько примеров. Явно натуральными нам показались кусты на картине «Пейзаж».
— Бумага для такой картины подбирается точно живая, в самых неожиданных местах расплывающаяся от прикосновения кисти. В процессе работы у художника могут сами собой возникать некие туманности и переливы, что вполне подходит для изображения и гор, и водных поверхностей, — объяснила знаток китайской живописи со стажем Оксана Тищенко. Она считает, что у китайских художников априори не бывает ничего раздражающего, эпатажного, неприятного, их искусство — про красоту и гармонию. Даже созерцая какой-нибудь незамысловатый сюжет, можно почерпнуть философские жизненные установки. Таковы картины Анастасии Медведевой, художника со стажем и преподавателя восточной живописи. Свои знания она постоянно пополняет в поездках по Поднебесной. Ее работа под названием «Слушая тишину» кажется не иначе как стоп-кадром, выхватившим реальную природную историю.
— Похожую белую цаплю я видела в Шанхае, путешествуя в туманах, — вспомнила Анастасия. Она пояснила, что образ цапли в окружении лотосов очень любим классиками китайской живописи. Подобная картина, принесенная в подарок, приравнивается к талисману — пожеланию удачи в карьере. Другая, не менее говорящая работа Медведевой с горным орлом грозит домашнему покою.
— Если картину повесить в спальне или в маленькое пространство, сметет все своей энергетикой, даже порвет. Именно этот символ более других впитал в себя сильный импульс «янь», — таинственно сообщила художница. Но она заверила, что в большом рабочем кабинете воинорел придаст его хозяину дополнительных сил, мужества и уверенности. Вот почему в военных китайских ведомствах очень любят развешивать орлиные портреты.
Органичным дополнением к картинной галерее выглядит небольшой японский садик бонсай, раскинувшийся в самом центре экспозиции. Керамические кашпо, в которых угнездились крохотные деревья, напоминают о древних скалах. Мох сфагнум, обвивший корни и частично стволы зеленых мини-лиан, будит в воображении картины непроходимых тропических лесов.
— Конечно, идея создания таких композиций возникла во время наблюдений за природой. Но это упрощенная форма бонсай, не требующая многолетнего выращивания, — поделилась опытом Ольга Герасина (по первому образованию она биолог, а по второму — художник). Ее растения не требуют объемных тяжелых вазонов, а с их ростом достаточно просто увеличить моховой ком, который защитит от инфекций и не даст высохнуть корням. Вот так новое творческое видение помогло создать даже целую новую форму жизни.
СПРАВКА
Пейзаж, или шаньшуй-хуа (в переводе с китайского означает «горыи воды»), — визитная карточка традиционного китайского искусства.