Нагатино — район судостроителей и речников

В тридцатые годы в истории Нагатина открывается новая страница. В 1931 г. решено разработать проект строительства канала с тем, чтобы обеспечить обводнение Москвы-реки и создать условия для надежного судоходства. Ставилась задача соорудить на Москве-реке каскад шлюзов (в т. ч. шесть шлюзов в Нагатине) с выходом на Оку и
Волгу, создав водную акваторию с затоном для размещения речного флота. Было намечено строительство в районе Кожухово и подмосковном тогда селе Нагатино судоремонтного завода, в Кожухове - Южного порта, а в Перерве - головного гидрокомплекса. На юге Москвы, таким образом, создавалась своего рода база Речного флота. Нагатино становилось районом судостроителей, водников, речников и портовиков.
Вся бывшая сельскохозяйственная территория, прилегавшая к селениям Нагатину, Перерве, в тридцатые годы пре-вращалась в масштабную стройплощадку. Одновременно со строительством завода на территории района было разверну- то крупное жилищное строительство, возводились учреждения социальной сферы - больница, поликлиника, школа, клуб и многое другое. В 1937 г. в Нагатино со стороны Варшавского шоссе была подведена трамвайная линия, по которой начал курсировать знаменитый в нашем районе до сих пор трамвай под номером «Н», а затем №47, т. н. челнок: туда - обратно.
В первые годы завод занимался судоремонтом, но и строил при этом новые суда пассажирского назначения. До конца тридцатых годов в затоне проходило техническое обслуживание и ремонт до 200 судов, как пассажирских, так и буксирно-грузовых.
Перед войной завод смог построить т. н. высотный дом, т. е. шестиэтажку с водоснабжением и отоплением. Такие же два дома в стиле конструктивизма были построены Южным портом в Кожухове. В предвоенный период между Нагатином и Кожуховом начали курсировать по расписанию пассажирские речные катера (трамвайчики). Таким образом, за сравнительно короткий период времени на заводе был налажен и выпуск промышленной продукции, и жизнь трудовых коллективов Речфлота. Начал активно работать и поселковый совет. В то время в Нагатине уже проживали около 3 тысяч жителей.
Но мирный труд сформировавшегося трудового коллектива завода, как и других предприятий, был прерван. Завод был вынужден перейти на выпуск оборонной продукции и начал производить снаряды для легендарных «катюш» и походные кухни, часть оборудования и
станков были вывезены на судостроительные предприятия в Нижний Новгород. Большинство
рабочих и инженерно-технических работников были призваны на фронт, из них 73 человека погибли. Вместо ушедших рабочих к станкам встали учащиеся школы №10 и РУ №16. Ветераны Нагатина помнят, что небо Москвы стойко защищали установленные здесь зенитные батареи. За самоотверженный труд по выпуску фронту продукции и охрану предприятия в дни обороны Москвы многие работники завода были награждены медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд» в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
Задолго до окончания войны Нагатинский судоремонтный завод, отвечавший за обеспечение жизнедеятельности поселка, совместно с поселковым советом приступил к восстановлению работы всех учреждений социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В 1947 г. завод приступает к освоению производства пассажирских судов типа «Москвич», сначала для Москвы, а затем и для всей
страны, и приобретает статус ведущего предприятия судостроительной промышленности. Завод вновь начинает жилищное строительство: строятся первые трехэтажные дома для работников, молодежное общежитие, поликлиника, стадион.
Из года в год растет производство судов: всего за 10 лет со стапелей МССЗ было спущено на воду 273 теплохода. Параллельно выпускались более крупные суда типа «ОМ-300» и «МО-150» (Москвич озерный) река-море. Их было выпущено 323 единицы. Первым таким судном был теплоход «Волго-Дон». В рамках спецзаказа были построены суда для Академий наук СССР и УССР, управления Министерства здравоохранения. В 1962 г. завод производит два теплохода класса «люкс» для французской делегации к празднованию 150-летия Бородинского сражения 1812 года.
Селение Нагатино и рабочий поселок МССЗ в 1960 г. были включены в состав Пролетарского района Москвы. В 1969 г. вместе с прокладкой в Нагатино - Коломенское линии метро был возведен Метромост. В 1975 г. Нагатинская улица была переименована в улицу Судостроительную. Одновременно была образована ул. Речников; в дальнейшем - улицы Затонная, Якорная и др.
С 1963 г. на заводе начинается серийное производство буксиров-толкачей типа «Речной», ведутся работы по освоению выпуска пассажирских судов типа «Москва». Расширяется сфера хозяйственной деятельности: к началу 80-х годов завод обеспечил собственной жилплощадью всех рабочих и служащих. Это в значительной мере способствовало закреплению кадров. Формируется стабильная кадровая политика. За высокие производственные показатели заводу неоднократно присуждалось пере-ходящее Красное знамя Министерства Речного флота СССР и
Совета министров РСФСР. С расширением производственных площадей, реконструкцией цехов и участков в 60 - 70-х гг. резко возрастают объемы производимой на заводе продукции - пассажирских судов «Москва» и «Заря», которые поставляются на экспорт в Чехословакию, Югославию, Венгрию,
Румынию и даже в Австралию и Египет. В эти годы ведется застройка отдельного квартала заводских домов на Затонной улице, застраивались пятый, седьмой, девятый и др. кварталы.
К концу 80-х годов МССЗ обладал крупным производственным потенциалом, однако наступившая перестройка резко ограничила его, а затем на какое-то время свернула.Анатолий ГУРОВ.
Продолжение следует.__

Новости партнеров