АКТЕРОМ НЕВОЗМОЖНО СТАТЬ – ИМ НУЖНО РОДИТЬСЯ

После спектакля «Таинственный ящик», где Ермаков блистательно играет барона де Ратиньера, первыми, кто поздравил юбиляра, стали его коллеги - труппа Малого театра во главе с художественным руководителем Юрием Соломиным. Наш разговор с виновником торжества о театре, творчестве, любимых ролях и планах на будущее:

- 40 лет на сцене, из них уже 17-й год в стенах прославленного Малого театра... Александр Юрьевич, а как все начиналось? Почему выбрали профессию актера? Мечтали об этом с детства?

- Еще школьником 3-го класса в Харькове, на Украине, я принимал активное участие в театрализованных постановках произведений школьной программы. В 5-м классе пришел во Дворец пионеров, и меня взяли в кружок драматического искусства под названием «Театр Юных». После окончания 8-го класса я уехал учиться в Горьковское (Нижегородское) театральное училище.

    Работал в Нижнем Новгороде, Харькове, а потом меня пригласили в московский Театр имени А. С. Пушкина. Спустя 15 лет был приглашен в Малый театр, где и работаю сейчас, за что благодарен судьбе, потому что такой любви к актеру, как здесь, я нигде не ощущал.

- На старейшей русской драматической сцене вами создан ряд ярких и достоверных образов: князь Мстиславский в спектакле «Царь Федор Иоаннович», Борис Годунов в «Князе Серебряном», Федор в «Свадьбе Кречинского», Вершинин в «Трех сестрах», недавняя роль благородного Командора в музыкальной драме «Дон Жуан» и многие другие. Есть ли у вас любимые (и нелюбимые) роли и почему?

- Нелюбимых ролей не бывает. Роль в репертуаре Малого театра - это всегда праздник и радость. Формально бывают роли главные и неглавные, но иногда эпизод в спектакле можно сыграть намного ярче, чем главную роль. Это в первую очередь зависит от мастерства актера и режиссера. Например, в спектакле «Лес» А. Островского я играю одну из главных ролей - актера Несчастливцева. Эта роль значительная, очень эмоциональная. Другая работа в театре - роль журналиста Голутвина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», небольшая по объему, но не менее значимая, чем роль в «Лесе». Роль журналиста мне очень интересна, и я люблю этот спектакль, где заняты звезды Малого театра, народные артисты России: Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Лилия Юдина, Борис Клюев, Александр Клюквин и другие.

- Не надоедает ли играть одну и ту же роль в течение нескольких сезонов?

- Я занят во многих спектаклях Малого театра, которые существуют уже длительный период в репертуаре и очень любимы московской публикой. Но каждый раз, выходя на сцену, артист приносит что-то новое в свою роль. Это связано с его состоянием в данный момент, настроением.

    Любая жизненная ситуация, которая произошла с артистом, может привнести что-то новое в роль. Слова остаются теми же, но игра меняется. В этом и проявляется специфика актерской профессии. Сегодня я пришел в театр в таком же настроении, как и партнер. Это хорошо. Но каждый спектакль - это волнение, это нервы, это встреча со зрителем сегодня и сейчас. Поэтому и появилось такое выражение: сегодня он играл по-другому. Всегда в работе над ролью нужно идти вперед.

- Что легче: вжиться в роль персонажа, который на вас чем-то похож или наоборот? Или для актера нет разницы?

- Актер получает роль в репетиционном процессе, разбирает героя: почему он поступил так, а не иначе. Почему сказал это, а не то. Это называется разбор пьесы. Мы занимаемся психологией человеческих душ. И чем больше ты узнаешь о своем герое, тем легче тебе прожить в спектакле со своим героем. Актером невозможно стать - им нужно родиться.

 - Оказывают ли на ваш характер влияние те роли, которые вы сыграли?

- В репетиционном процессе сживаешься со своим героем. Хочешь не хочешь - он всегда присутствует рядом. Ты все время думаешь об этом: о ценности роли, о поступках своего героя, о его отношении к другим персонажам пьесы. Не все роли оказывают на меня влияние, но есть этапные роли, где влияние действительно присутствует. Сцена Малого театра для меня - святая, а люди, работающие в театре для меня, - семья. Со времен Щепкина в Малом живут традиции и обычаи, у нас особенный мир: мир истории и театра, особая атмосфера. Это невозможно описать, это нужно почувствовать. Я искренне благодарен Юрию Мефодиевичу Соломину за то, что он пригласил меня в этот театр.

- Тем не менее нынешние кумиры молодежи - это звезды шоу-бизнеса и телевидения, а не театра...

- К сожалению, возможности театра и телевидения различны. Театр проигрывает телевидению по количеству зрителей и времени воздействия на них. Это понятно. Технический прогресс внес свои коррективы. Но театр сегодня, несмотря на это, очень посещаем. У нас - свой зритель, который ищет ответы на сложные вопросы. Он приходит в театр не только развлечься, отдохнуть, но и поучаствовать в решении ряда проблем, затрагиваемых в спектаклях. Это тот зритель, который ценит настоящее искусство, и хорошо, что он всегда с нами, о чем свидетельствуют наши аншлаги. Однажды, когда меня пригласили в сериал «Трое против всех», я спросил режиссера, зачем мне сниматься в «мыльной опере». Я много занят в театре, театр полон зрителей. На это он мне ответил: «Надо сниматься, так как телевидение дает популярность, а кино и театр дают славу». В этом есть правда. Встреча с «ящиком» -

неживое искусство, театр - живое, сейчас, сегодня ты сопереживаешь героям того или иного спектакля, поэтому театр вечен.

- Александр Юрьевич, каковы ближайшие творческие планы?

- С молодым талантливым режиссером Антоном Яковлевым приступили к репетиции пьесы Жана Кокто «Священные чудовища», где мы с Ириной Муравьевой играем актеров, то есть самих себя. Надеемся в начале нового сезона выйти к зрителям. Есть интересная работа и в кино.

- Сегодня в театре полный зал благодарных зрителей, ваших друзей. Вас поздравляют политики, бизнесмены, представители власти и, конечно, коллеги - ведущие актеры театра и кино из Москвы, Харькова, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. К их поздравлениям присоединяются и наши читатели.

Удачи вам и новых творческих успехов!

 

Лидия МИЛОВИДОВА,

Елена СЕРОВА.

Новости партнеров