Победили смуту cообща

Алексей Зернаков
Алексей Зернаков

Авторская колонка Алексея Зернакова:

4 ноября в России отмечают День народного единства. Многие слабо представляют, что это за дата, вспоминая исторический контекст того времени лишь по развлекательному фильму «1612». А на самом деле тогда, более четырех веков назад, перед нашей страной, так же как в 1941 году, стояла реальная угроза утраты государственности. И только сообща, объединившись, мы смогли дать отпор врагам — и внешним, и внутренним.

Cтрашное было время тогда, четыреста лет назад. Недаром оно осталось в истории как «смутное». Никто не знал, чем обернется день завтрашний.

Казалось, незыблемая династия Рюриковичей пала вместе с последним ее представителем — сыном Ивана IV Грозного — Федором Иоанновичем. Еще раньше при странных обстоятельствах погиб его брат, царевич Дмитрий Иоаннович. На престол взошел боярин Борис Годунов, которого тут же начали менять временщики и самозванцы. Не успел пепел Лжедмитрия I развеяться по ветру, как на трон начал поглядывать воевода Шуйский, а уже через год в Тушине встал лагерем Лжедмитрий II, известный как «Тушинский вор». Из-за неурожая от голода гибли тысячи людей, а на дорогах объявлялось все больше людей лихих, вооружившихся кистенями и добывавшими себе пропитание как придется.

Некоторые разрастались в небольшие армии и доходили до нескольких сотен человек — при огнестрельном оружии и даже с пушками.

А еще русскую землю топтали кони интервентов — с запада рвались к Москве закованные в сталь польские «крылатые гусары», желающие на концах своих длинных пик принести Руси нового государя — королевича Владислава. Тут же точили топоры и рогатины крестьяне, примкнувшие к восстанию Ивана Болотникова, также, по сути, отстаивавшие интересы Лжедмитрия, которого поддерживали поляки. Пытались откусить от Руси кусок пожирнее и северные соседи — шведы, помнящие бердыши и пули русских стрельцов. А на южных рубежах зашевелились крымские татары, еще не забывшие награбленных в Москве богатств, так же как и позорного разгрома в битве при Молодях. Страна разваливалась на части, трещала по швам.

И только объединившись вместе, русские смогли дать отпор всем врагам — внешним и внутренним. При этом значение слова «русские» здесь сугубо западное. То есть под одни знамена (а, вернее, хоругви) стали знатные бояре и вчерашние пахари, купеческие приказчики и бывшие боевые холопы, стрельцы и казаки. Среди них были русские, татары, башкиры... Кого там только не было. И только вместе, сообща, мы смогли побороть смуту. С оружием в руках отбросить врагов ото всех наших рубежей, переловить местных смутьянов, пытавшихся выловить рыбку в мутной воде.

И смогли сохранить саму суть нашей страны — ее уникальную идентичность и государственность. И то самое, что многие классики зовут «русской душой», которая могла появиться только на границе расширяющей собственные рубежи Европы и традиционной Азии.

Так же, объединившись, мы, как и в 1612 году, смогли отбросить интервентов от стен столицы в 1941-м. И впредь мы будем побеждать, пока будем стоять плечом к плечу. На том от века стоит русская земля.

 

Новости партнеров