Сергей Соловьев: Снимая фильмы, никогда не халтурю

16 сентября 2016 года. Сергей Соловьев на церемонии закрытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР
16 сентября 2016 года. Сергей Соловьев на церемонии закрытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР

Режиссер рассказал «ЮГ», как великие картины могут менять судьбу человека 

Режиссер Сергей Соловьев признается, что  хотя, увы, не снимал в Южном округе, любит эту часть Москвы. А фильмы «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Асса» и другие картины Сергея Александровича дороги сердцу многих москвичей.

- Сергей Александрович, вы признанный современниками мастер режиссуры. А какой вы зритель? Какое кино вы любили в детстве? 

- Я в кино долгое время был однолюбом, хотя кино моего детства было достаточно разнообразным. Я очень хотел быть офицером-под­вод­ни­ком, мне страшно нравился фильм «Счастливого плавания». Когда я слышал песню «Простор голубой», у меня волосы дыбом вставали от счастья. И я с удовольствием мурлыкал себе под нос песню из нее.

- Вам известны случаи, когда хорошие фильмы меняли судьбу человека? 

- Примером может служить моя собственная судьба. Фильм «Летят журавли» стал для меня ключевой картиной. Я ее посмотрел, когда прогуливал школу. Причем я не хотел целенаправленно посмотреть каннскую картину. Нет! Мне просто было холодно прогуливать школу. Надо же было куда-то деваться. Я до сих пор помню замечательный билет за 5 копеек. Сидел в кинотеатре «Смена», смотрел этот фильм не отрываясь. И к концу сделал странное открытие: меня больше ничего не интересовало! Я тогда не мог даже сформулировать мысль, что во мне зародилось стремление стать кинорежиссером. Но я очень четко понимал, что меня интересует только это кино. Вся моя система кинематографических увлечений и ценностей формировалась вокруг фильма «Счастливого плавания», дальше вокруг фильма «Летят журавли», потом появилось «Неотправленное письмо», потом «Я — Куба».

На днях включил телевизор — идет «Первый учитель» Андрона Кончаловского. Феноменальная картина. Ее Георгий Рерберг снимал — какой там контраст красивый! Я это видел миллион раз, но готов смотреть в миллион первый. Потому что это искусство. После перечисленных выше фильмов родилось понимание и уважение к операторской работе.

- А какой из собственных фильмов вы считаете безусловной удачей? 

- Я одинаково отношусь к своим фильмам, потому что я действительно не халтурил, не снимал их ради денег, славы или положения. Ну, может быть, выделяю «Нежный возраст». Мне кажется, он необычно сконструирован.

- Я знаю, что на съемках «Ассы» во время финальной песни вы тоже стояли и скандировали: «Перемен! Мы ждем перемен!» Каких перемен ждете сегодня? 

- Я действительно скандировал со всеми вместе, причем совершенно не задаваясь вопросом, какие именно перемены нам нужны. И вот дождались. Сегодня я уже никаких перемен не жду. Для меня перемены — это сделать еще одну картину, так, как мне сейчас кажется правильным. Ни в какие общественные перемены я не верю. Опыт показывает, что если мы что-то общественное опять затеем переделывать, то получится очередная лажа. Движение должно быть инволюционным. Все искусственные нововведения терпят фиаско.

- У вас сегодня на примете есть хорошие российские фильмы? 

- Есть изумительная картина «Шапито-шоу». Эти редкие картины, как искры, сваливаются с электросварки — ой, что-то мне шею жжет! А просто там искра упала за шиворот.

- Тогда что у вас вызывает отторжение в современном кинематографе? 

- Замечательный фильм «Шапито-шоу» показывают в три часа ночи. А нам говорят: «Вы видите, российские зрители не ходят в кинотеатры?!» А мы отвечаем: «Да… За зрителем — последнее слово. Он проголосовал ногами». Ничем он не голосовал в три часа ночи! Последний раз он голосовал ногами и рублем за Гайдая. Хотя и его мы довели до ручки. Я разговаривал с Гайдаем, он курил в коридоре монтажной и говорил: «Ты бы знал, как мне надоело быть придурком!» Всерьез говорил, в зените славы. «Как вот с кого-нибудь штаны упали, так это — ха-ха-ха — Гайдай! А так хочется снять что-нибудь настоящее, что-нибудь в духе… Антониони!» Я это слышал своими ушами, держался за живот от хохота, потому что представил себе гайдаевскую картину в духе Антониони. А ему действительно надоело! Это все — художественные вещи, мы вообще об этом забыли. Вот только никому мы без художественности не нужны со всей этой индустрией.

 

Досье

Сергей Соловьев — советский и российский кинорежиссер и сценарист. Окончил режиссерский факультет ВГИКа, в качестве режиссера дебютировал в 1969 году с новеллами «От нечего делать» и «Предложение». Лауреат нескольких крупных международных кинофестивалей.

Новости партнеров