Александр Галибин: Меня называли камикадзе

Актер и режиссер Александр Галибин на церемонии открытия трех залов Александровского дворца после реставрации. Фото: Людмила Попова/РИА Новости
Актер и режиссер Александр Галибин на церемонии открытия трех залов Александровского дворца после реставрации. Фото: Людмила Попова/РИА Новости

Народный артист России окончательно переселился из Петербурга в Москву

Фильм Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», в котором Александр Галибин сыграл роль Николая II, снимался в «Царицыне». С тех пор, как рассказал нам актер, это его любимый столичный парк. Теперь, став москвичом, своих гостей из других городов он первым делом ведет именно в «Царицыно».

– Александр, сначала о главной вашей премьере прошлого года. Что вы создали такого, о чем можно говорить как о настоящем событии?

– Думаю, что важным событием культурной жизни стал спектакль «Анна. Трагедия» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», который я поставил на сцене театра «Балтийский дом». Постановка приурочена к 80-летию знаменитого театра. Немало москвичей уже посмотрели спектакль в Петербурге и, что называется, приняли.

– На какой линии романа Льва Толстого вы сделали акцент? Что хотели донести до публики в первую очередь?

– Наш спектакль — о красоте души, о красоте женщины, о столкновении красоты дьявольской и божественной. Впервые в инсценировке романа участвует хор. Из древнегреческого театра я позаимствовал хор еще для того, чтобы он комментировал события, которых в романе очень много. В моей постановке отсутствует линия Левина, потому что это отдельная история. Я взял только линию Анны, Каренина и Вронского. Поскольку я не считаю этот роман Льва Толстого социальным, то убрал все рассуждения об устройстве общества и философию.

– На ваш взгляд, роман «Анна Каренина» исключительно о любви?

– Я согласен с Владимиром Набоковым, который в своих лекциях говорил о мистичности этого произведения. Для меня эта история — души человека, прежде всего история души Анны. История ее трагедии. Но я попытался исследовать еще и взаимоотношения матери и сына, мужа и жены, брата и сестры.

– Если в романе трагический финал, значит, жизнь человека трагична по сути?

– Толстой глубоко заглянул в человека, и я попытался показать это на сцене. В моей постановке тема дьявола или искушения проходит, что называется, красной нитью. Паровоз, под колесами которого погибает Анна, — это образ дьявольской цивилизации. Толстой считал, что прогресс не лучшим образом сказывается на красоте души человека.

– В спектакле «Анна. Трагедия» вы работали с хором. Раньше ставили оперы. Нет ли желания больше заниматься музыкальным театром?

– Музыкальный и драматический — абсолютно разные театры. В опере ты целиком и полностью зависишь от музыкальной структуры произведения. Этот жанр мне очень близок. У меня нет музыкального образования, и я ставил оперы с большим риском. За это меня даже называли «камикадзе». Что касается планов, то предпочитаю говорить о том, что уже готово.

– Наверняка у вас есть самые любимые роли. Для моего поколения, рожденного в 70-е годы, вы, конечно, Пашка-Америка из фильма «Трактир на Пятницкой», Василий из приключенческой картины «Джек Восьмеркин — американец», а лично для меня — принц из удивительной сказки «Ослиная шкура».

– Я рос вместе со своими фильмами, они меня сформировали. Назвать одну картину — значит обидеть другую. Безусловно, есть знаковые роли, по которым меня узнают, так они все известны — это и Пашка-Америка» в «Трактире на Пятницкой», и Мастер в фильме «Мастер и Маргарита». Есть проходные роли, но ты в них тоже тратишься, вкладываешь душу, как и в главных ролях. Словом, все роли мне дороги. Все они живут во мне.

– Ваш фильм «Золотая рыбка» дошел в этом году до массового зрителя и получил хорошие отзывы у критики. Любите снимать кино?

– Кино и театр — разные виды искусства. А режиссура — это наука, в которой сконцентрированы многие знания и навыки. Если человек обладает многими талантами, если он разносторонний, то может быть режиссером.

ДОСЬЕ

Александр Галибин — российский актер и режиссер театра и кино. На экране дебютировал в 1976 году в фильме «...И другие официальные лица». Известность пришла к Галибину после роли Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой» (1978). Всего за свою карьеру исполнил роли более чем в 90 фильмах.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

В роли Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой» (1978)
В роли Пашки-Америки в фильме «Трактир на Пятницкой» (1978)
В роли Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья» (2000)
В роли Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья» (2000)
В роли Мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (2005)
В роли Мастера в фильме «Мастер и Маргарита» (2005)
Новости партнеров