Москвичи о Москве - Ходасевич, Цветаева, Пастернак
Стихов о Москве написано очень много – ее воспевали поэты самых разных эпох, литературных течений и жанров. Но как бы ни было лестно получать литературные «комплименты» от тех, кто в Москве никогда не жил, по-настоящему ее прочувствовали лишь те, кто в ней родился. Эту связь через всю жизнь пронесли звезды поэтического слова, москвичи Владислав Ходасевич, Борис Пастернак и Марина Цветаева. Сегодня, в День писателя, корреспондент "ЮГ" подготовила небольшие "портреты" этих удивительных людей.
Владислав Ходасевич (1886-1939) является одним из самых ярких русских поэтов серебряного века, ярких, но по какой-то исторической несправедливости по достоинству неоцененных. При жизни Ходасевича современники так и не смогли определить его место на "литературном Парнасе". Однако это не делает его творчество менее значимым. С 1908 по 1927 года было опубликовано пять авторских сборников поэта, насчитывающих 191 стихотворение. Прибавим к этому 56 незавершенных стихов и множество переводов. Наследие Ходасевича невелико на первый взгляд, но как сказал о нем литературовед Владимир Вейдле: «Ходасевич – большой поэт». И эта «огромность» Ходасевича заключена в каждом его стихе.
Путем зерна
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год,-Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
Имя Марины Цветаевой (1892-1941) на устах у каждого, кто начинает разговор о русской поэзии 20 века. Удивительно личная лирика поэтессы стала ключом к пониманию женской души, «голосом женственной глубины», как выразился о ней Максимилиан Волошин. 15 сборников стихов, эссеистская проза, драматические произведения и поэмы, несмотря на трагическую кончину поэтессы в 48 лет, распространили славу Цветаевой на весь мир, оказав влияние не на одно поколение поэтов и писателей.
Стихи о Москве
Над городом, отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари, колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
Борис Пастернак (1890-1960), как и его отец, русский живописец Леонид Пастернак, запечатлевал мгновения. И если отец его работал с красками, то сам поэт – со словом, которое рассыпалось у него на метафоры, звонкие и образные. В непростой для поэзии 20 век Пастернак смог вернуть языку образность и яркость, заставив, по выражению академика Дмитрия Лихачева, «жить самостоятельной жизнью переносное значение, возвысив его над прямым». Человеческая зависть и клевета обесславили настоящее поэта, однако не смогли повлиять на великое будущее и литературное бессмертие впоследствии.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.