Шедевры скрывались за слоем штукатурки

10 ноября 2017 года. Специалисты Татьяна Погорелова (слева) и Марина Чулкова во время реставрации изразцов. Фото: Антон Гердо
10 ноября 2017 года. Специалисты Татьяна Погорелова (слева) и Марина Чулкова во время реставрации изразцов. Фото: Антон Гердо

Сотрудников Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» наградили памятными грамотами за организацию мастер-классов по реставрации керамики в Гостином дворе.

В рамках Международной специализированной выставки по сохранению, реставрации, использованию и популяризации культурного наследия «denkmal, Россия — Москва» специалисты провели практические занятия. Корреспонденты «ЮГ» увидели своими глазами, как происходит процесс восстановления старинной керамики и как молодежь обучается этому искусству.

Несколько керамических изразцов привезли на выставку из коллекции «Коломенского». Каждый датируется XVII веком. К работе над изразцами художники-реставраторы приступили во время самой выставки.

На протяжении нескольких дней шаг за шагом специалисты музея Татьяна Погорелова и Марина Чулкова восстанавливали старинные образцы, демонстрируя опытным и начинающим реставраторам небыстрый и кропотливый процесс.

Керамические изразцы украшали фасад церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Бутырках. В советское время церковь сильно пострадала — на ее территории размещались цеха и склады завода «Знамя» Глававиапрома.

— Особый урон нанес прессовальный цех — от многолетней вибрации здание стало разрушаться, — рассказала заведующая сектором отдела реставрации музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» Татьяна Погорелова.

Преподаватель колледжа Анастасия Магурова проводит мастер-класс для молодежи. Фото: Антон Гердо
Преподаватель колледжа Анастасия Магурова проводит мастер-класс для молодежи. Фото: Антон Гердо

Перестраивалось и само здание завода. В результате от церкви сохранилась только часть колокольни и трапезной. В конце 1990-х годов церковь вновь освятили, позднее была проведена ее реставрация.

Несколько сохранившихся изразцов передал в музей частный коллекционер.

Сколько времени займут работы по их восстановлению, специалисты пока сказать не могут. Дело в том, что в советское время эти изразцы были покрыты густым слоем штукатурки. И за долгие годы она сильно въелась в поверхность.

— Изразцы с рельефным рисунком. Аналогов им по декору и набору глазури нет ни в одном храме, — поясняет Татьяна Погорелова.

Реставраторы нашли решение — размягчают верхний слой старой штукатурки на изразцах при помощи компрессов, пропитанных дистиллированной водой.

— К счастью, применять химические препараты, рас- творители, не требуется, — поясняет Погорелова.

После наложения компрессов с помощью специальных деревянных приборов реставраторы осторожно, миллиметр за миллиметром удаляют известку.

И так до тех пор, пока не будет раскрыта авторская глазурь изразцов.

Работа реставратора, по словам Погореловой, только на первый взгляд может казаться романтичной. На самом же деле она требует внимания и усидчивости.

Правда, есть в работе и элементы загадочности — реставратор никогда не знает, какой шедевр скрывается за слоем краски или штукатурки.

— Профессия реставратора смежная с архитектурой, хирургией, историей, — говорит художник-реставратор музея-заповедника Марина Чулкова.

Рядом с мастер-классом по реставрации изразцов, проводилось еще одно практическое занятие — гостям выставки предлагали создать копию фрагмента фрески из Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцке. В оригинале он написан по древней технологии — при помощи пигментов на сырой штукатурке. Азам работы, показывая процесс наложения слоев краски, начинающих реставраторов учила преподаватель колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 Анастасия Магурова.

СПРАВКА

В коллекции «Изразцы» объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» насчитывается около 16 тысяч предметов строительной керамики: изразцы, облицовочные плитки, кирпичи, черепица. В фонде музея — древнейшие образцы из разных российских городов. К примеру, керамические глазурованные плитки, которые использовались для украшения зданий в Киевской Руси в X–XI веках. Представлены в коллекции также образцы восточной и европейской керамики.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия Москвы:

-Главная задача выставки «denkmal, Россия — Москва» — объединить профессиональное сообщество реставраторов. Важный момент — участие молодежи в реставрационной отрасли. Для этого были привлечены опытные специалисты, которые делились своим мастерством. Радует, что у молодежи горят глаза, есть желание участвовать в работе по сохранению исторического наследия города. В 2017 году был отреставрирован 131 объект. Сезон еще не закончен, и уверен, что это количество еще увеличится.

Новости партнеров