Александр Морозов: Быть клоуном — это дар

7 ноября 2013 года. Артист Александр Морозов на первом московском Булгаковском балу. Фото: PHOTOXPRESS
7 ноября 2013 года. Артист Александр Морозов на первом московском Булгаковском балу. Фото: PHOTOXPRESS

В квартире звезды «Петросян-шоу», превращенной неугомонной фантазией артиста в настоящую избу, царят пасторальные настроения. И если не надо ехать на репетицию или куда-нибудь еще — что может быть лучше пробуждения в своем «веселом холостяцком флэте», как пел Александр Вертинский. Другой Александр — Морозов — использует такие дни, чтобы посмотреть кино или почитать хорошую книгу.

Мама в Самаре водила меня в цирк. Город моего детства тогда был совсем другой: без дорог, без самой красивой набережной на Волге. Но вот клоунов я запомнил. А величайшим считаю Чарли Чаплина. Но были и другие — Анатолий Дуров, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Олег Попов, а сегодня — Слава Полунин.

Современных клоунов я назвать не могу, не знаю таких. Хотя цирковое училище их по несколько человек каждый год выпускает. Я иногда выступаю в цирке сам, но цирк современный не люблю, ни на Воробьевых горах, ни на Цветном бульваре. Он никакой. В отличие от шоу французского цирка «Дю Солей». Да, он совсем другой, но там мне интересно. А потом я против использования животных в цирке. Сейчас вообще много об этом говорят, и я присоединяюсь к таким голосам. Я не могу сказать, мучил ли животных знаменитый Владимир Дуров (говорят, что он был тем единственным, кто обходился лаской), но я не понимаю, как можно дрессировать без кнута.

Петросян многому меня научил, много мне дал. Он не просто яркий артист и настоящий мастер, но еще и подлинный ученый, теоретик жанра, историк эстрады. Его знаниям и образованности можно позавидовать. Маэстро, мэтр! Жаль, конечно, что наш театр «Кривое зеркало», просуществовавший 15 лет, имевший труппу в 20 человек, стал «Петросян-шоу», это менее «масштабно»… Но что поделаешь? Сейчас исчезает драматургия, увы, мы уже не можем ставить большие спектакли. Ну а потом — все убивает КВН, он везде и повсюду.

Юмор может быть любой. Но тот, что «ниже пояса», что может звучать в своем кругу или на капустнике, не может, не должен звучать с телеэкрана. Дети же слышат!

Я хотел сменить профессию, но мой духовник сказал, чтобы я этого не делал. «Тебе дал Господь дар веселить людей, быть клоуном». Я тоже думаю, что клоун — это всегда обязательно дар. По-другому быть не может. Клоун — это высшее проявление актерского ремесла, актерской профессии. Это — высшее состояние актерства. И еще клоун — это всегда второе дно. И потому клоун — всегда самый грустный. Кстати, надо подумать насчет Дон-Кихота. Может быть, он тоже был клоуном?..

Клоун, шут, паяц — о них всегда отзывались с пренебрежением. Но вспомним, какое место занимали шуты при дворе. Вспомним шекспировского шута из «Короля Лира»… Знаете, почему так? Потому что через смех можно говорить на любые темы. Я как-то играл Гитлера — и играл не злодеем, а смешным. И меня спрашивали — как же так? Но я делал его таким, чтобы… раздавить зло.

В театр «Шалом» меня пригласил его руководитель Александр Левенбук — помните «Радионяню», где он был ведущим вместе с Александром Лифшицем? Это случилось на дне рождения Петросяна, на пароходе. Я сказал тогда в шутку: «Приду, но мне нужны три вещи — главная роль, хороший материал и большая зарплата». И две исполнились. Первые две, разумеется. Я сыграл главную роль в хорошей постановке «Размороженный» — по фильму «Замороженный» с Луи де Фюнесом. Показывали этот спектакль даже в Израиле. Жаль, что сейчас театр на ремонте, у него нет даже своей площадки.

Московский юг замечателен и прекрасен своими памятниками — «Царицыно», «Коломенское». Природа здесь тоже — чудная. Гулять — одно удовольствие.

А поселился я сейчас ближе к западу. Живу в Звенигороде. Уже два года. На улице Малиновый Ручей. Тут неподалеку Чехов — я его просто обожаю — работал в больнице. А еще ведь тут и Москва-река, и святой источник, и Саввино-Сторожевский монастырь недалеко. Проснешься утром, часиков в десять, не раньше, полежишь, подумаешь… Хорошо, стало быть, в Звенигороде. Спокойно. Тишина. И чувствуешь себя Буддой.

Готовить умею рыбу и мясо. Потому что охотник и рыбак. А японскую кухню только мечтаю освоить. Мой племянник умеет и меня научит.

Отдыхаю на Кубе. Когда время есть. Но там кухня — не очень. Зато ром кубинский — ведрами. Испанский, правда, не выучил, хотя хотел, и учительница даже была хорошая. Ну а впрочем, там и так объясняться можно, на пальцах. На птичьем языке с рыбаками разговаривать.

Я был женат шесть раз. Сейчас живу один. И так это, скажу я вам, хорошо — одному жить. Но собираюсь жениться снова. В седьмой раз. В последний.

ДОСЬЕ

Александр Алексеевич Морозов — известный Артист театра, кино и телевидения, артист театра «Шалом». Юморист и клоун. Родился в Самаре. Обладатель Гран-при Международного конкурса артистов эстрады памяти Аркадия Райкина и Кубка Юмора Всероссийского конкурса артистов эстрады.

Новости партнеров