Колесная лира поет и плачет

Анна Тончева умеет играть более чем на десятке необычных музыкальных инструментов, популярных в прошлые века. И виуэла — как раз один из них . Фото: личный архив
Анна Тончева умеет играть более чем на десятке необычных музыкальных инструментов, популярных в прошлые века. И виуэла — как раз один из них . Фото: личный архив

Изящные лютни, роскошные арфы, утонченные лиры — нет, это не описание ассортимента антикварного музыкального магазина.

Это лишь часть тех инструментов, которыми в совершенстве владеет москвичка Анна Тончева. Уже 25 февраля вместе с коллегами Романом Ломовым, Елизаветой Светозаровой и Данилой Гусевым она выступит на сцене «Театриума на Серпуховке» с программой «Трубадуры и скоморохи».

О пристрастии к инструментам времен средневековья, ренессанса и барокко Анна рассказала корреспонденту «Южных горизонтов». Увлечение необычными для нашего времени инструментами у Анны началось с занятий на блокфлейте у Джулиано Грамши, сына основателя компартии Италии и основного аппонента Муссолини, получившего убежище в России, Антонио Грамши. Музыка Ренессанса вошла в ее жизнь с таких духовых инструментов, как корнамуз и крумхорн. А за обычной гитарой последовал любимый инструмент императора Священной Римской империи Карла V — виуэла и лютня.

— Игра на таких музыкальных инструментах — удовольствие довольно дорогое, — утверждает Анна Тончева. — Приобретаются они в основном у мастеров. Обучение игре — момент индивидуальный. Обычно приходится перенимать навыки у носителей традиций. К тому же в нашу эпоху во многом помогает интернет.

По признанию Анны, почти все ее свободное время уходит на освоение инструментов и поддержание мастерства игры.

Даже ее увлечение — музыкальная медитация — напрямую связано со сферой искусства. Зато благодаря собственной уникальности конкуренции Тончева точно не испытывает.

— Это слишком элитарный формат, — говорит она. — Много желающих сесть на галеры мультиинструментального мастерства нет и никогда не будет. Это ведь невероятно сложный образ жизни, понять который дано не каждому. Есть, конечно, и те, кто просто скупает кучу разных инструментов для развлечения. Но это уже совсем другое.

Впрочем, и слушателей подобной музыки сложно назвать профанами. Хотя самой Анне больше по душе семейный формат выступлений, играть она готова для всех.

— Аудитория самая разная у меня, — рассказывает музыкант Анна Тончева. — От рафинированных московских интеллигентов, которые вдруг прямо на концерте могут вспомнить Тутмоса III или при каком папе римском служил Франческо да Милано, до обычных обывателей.

КОРНАМУЗ
Инструмент «семейства» исторических духовых, звучание которого пришло из эпохи ренессанса.
Обладает очень характерным, немного рычащим тембром. Аппликатура корнамузы напоминает современную блокфлейту.

 

 

 

 

 

 

 

БАРОЧНАЯ АРФА

Щипковый музыкальный инструмент с двумя и тремя рядами струн, существовавший еще до возникновения классической арфы с педалями. Барочная арфа, кстати, нередко звучала при дворе Людовика XIV, известного как «король-солнце».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОЛЕСНАЯ ЛИРА

Звук извлекается трением колеса о струны. Голос лиры мощный, немного грустный, монотонный, с гнусавым оттенком.

Новости партнеров