Полеты не во сне, а наяву
В арт-центре на юге Москвы открылась выставка работ «Когда небо любуется землей» одного из самых необычных фотографов нашего города — Елены Жупериной, единственной в мире женщины, занимающейся вертолетным фристайлом. На резонный вопрос: что общего между вороном и письменным столом, то есть между вертолетами и фотографией, Елена с обворожительной улыбкой отвечает: «Высота».
Тяга к высоте, судя по всему, передается по наследству, иначе как объяснить тот факт, что первым в их семье летное удостоверение получил дядя будущей летчицы. Именно поэтому родителям Елены желание дочери стать стюардессой было хоть и понятным, но согласиться сразу они не могли — дочь должна была получить серьезное образование и родить им внуков. Когда главные пункты жизненной программы были выполнены, Елена вернулась к детской мечте, благо ради нее не нужно было ничем жертвовать: Александр, муж Елены, так же, как и она, с детства бредил высотой. Поэтому пара отправилась на курсы пилотирования вместе. Елене на тот момент исполнилось 37 лет.
— Не страшно ли было начинать учиться в таком возрасте? — интересуюсь я.
— Нет! — отвечает летчица. — Наверное, наши дети переживали за меня больше, чем я сама.
Их, к слову, у пары четверо. Самой младшей, Нюсе — только исполнилось десять лет. Она сопровождает родителей во всех полетах с трехмесячного возраста и принимает живое участие в маминой «фотоохоте» на самые красивые места Европы: норвежские фьорды, узоры на пляже в Бельгии, рассвет в Альпах.
К слову, осваивала азы профессиональной фотосъемки Елена как раз во время беременности младшей дочерью: «Скучно в декрете было, хотелось заняться чем-то полезным», — поясняет она. Активная мама и сама скучать не любит, и другим старается не давать.
— Как-то знакомые вертолетчики увлеченно пересказывали детали своего выступления. И нам с мужем после этого тоже захотелось принять участие в соревнованиях, — улыбается Елена.
Так девушка из пилота вертолета переквалифицировалась в действующую спортсменку. С мужем они теперь входят в состав российской сборной, правда, выступают в разных экипажах. И это, по словам Елены, — принципиальный момент.
— В кабине могут находиться одновременно только пилот и ассистирующий оператор,— объясняет она. — А мы с Сашей — оба пилоты, и ассистировать никому не хочется. Хотя я все-таки надеюсь со временем уговорить мужа пересесть ко мне в кабину.
Впрочем, все, что происходит на соревнованиях, остается на соревнованиях, и пилоты соперничающих экипажей дома мгновенно перевоплощаются в любящих супругов.
— Саша очень радуется за меня, когда я выигрываю, — поясняет Елена. — Он понимает, что в этом случае у него есть две недели спокойной жизни до следующих соревнований.
Но все переживания остаются на земле, когда пара отправляется путешествовать.
— Самый длительный участок, который я проходила за штурвалом, — расстояние от Москвы до Франции. И это оказалось для меня проще, чем раньше, когда я преодолевала этот же путь на машине. Ничто не мешает движению — в небе пробок нет!