Как казак Архип петуха оседлал

20 марта 2018 года. Житель района Орехово-Борисово Южное Ростислав Миронов создает кукол в ретрофантастическом стиле. Фото: Пелагия Замятина

Когда переступаешь порог квартиры художника Ростислава Миронова, первым делом пытаешься определить время, в котором оказываешься. Ни деревянная мебель, ни обои с цветочным орнаментом, ни картины на стенах — ничто не выдает года, в котором их застал взгляд гостя.

Ту же обстановку легко можно было бы представить в квартире середины прошлого века или, скажем, в 1990-е годы. Все какое-то безвременное, даже привычных смартфонов с планшетами здесь не увидеть — просто потому, что у художника их нет. Зато есть граммофон начала XX века, который супруга Ростислава Ирина привезла из Индии.

— Как-то у нас в доме отключили свет, — рассказывает художник. — Мы завели этот граммофон и тут же позвонила соседка: «У вас музыка играет, значит, и свет есть?» Мы смеемся: «Нет, у нас просто граммофон есть и керосиновые лампы».

К слову, миниатюрная версия этого граммофона украшает полку с куклами, компактно уместившись между казаком Архипом Ипполитовичем Шекелем и всадником кирасир Василием Федуловым.

Одна из его работ — казак на механизме «жар- птица». Фото: из личного архива Ростислава Миронова

Услышав имена кукол, невольно думаешь, что Миронов принадлежит к армии кукольников, создающих коллекционных солдатиков. Но едва взглянув на Архипа с Василием, понимаешь, что с солдатиками у них столько же общего, сколько, скажем, у Барби и мишек Тедди. Дело в том, что своих «архипов» художник делает в ретрофантастическом стиле стимпанк (такой стиль олицетворяет своеобразную альтернативную реальность, где основное развитие получили паровые машины и механизмы XIX века), только вместо персонажей Блэйлока, Пауэрса и Джетера у него свои — «великоросские» герои. Так, казак восседает на гальваническом механизме «жарптица», а кирасир управляет верховым механизмом «жнец», оснащенным двумя стальными лапами и трубой. В руках у кирасира — картечница Горлова и шашка для ближнего боя.

— Вся наша история XIX века сама рождает фантастические сюжеты, тут и придумывать ничего не нужно, — уверяет кукольник. — Взять хотя бы академика Василия Петрова, который в 1799 году проводил эксперименты с электрическими дугами. Или Ладыгина, строившего в Америке ламповые заводы, когда Эдисон пытался лампочку изобрести!

Первой куклой Миронова стал штабс-капитан Лунин. С ним и еще парочкой «боевых друзей» капитана художник, по совету супруги, отправился на выставку кукол в Ветошном переулке, где ему очень не понравилось.

— Народа много, суета... я всего этого не люблю, — признается он.

Впрочем, именно там его «русский стимпанк» произвел настоящий фурор: стенд Ростислава со всех сторон обступили дети, экскурсионные группы и фотографы. Вероятно, именно там художник и превратился в кукольника: восторг, с которым люди встретили капитана, вдохновил его на создание новых героев, среди которых были водолазы, пираты и герои фантастических мультфильмов. Впрочем, несмотря на всю «разнокалиберность» персонажей, всех их объединяет единый, узнаваемый стиль — тщательная детализация.

— Мой принцип — маленькое, но настоящее, — объясняет художник. — Так, аксессуары я изготавливаю из аутентичных материалов, то есть если герой вооружен тесаком, саблей или винтовкой, то сделаны они из стали с медной, деревянной или латунной отделкой, барабаны револьверов вращаются, а в некоторых даже есть патроны!

Такой подход и отличает его от большинства современных кукольников, изготавливающих детали из пластика и красящих их под цвет нужного материала.

— Сейчас такие краски есть в магазинах, что и велосипед изобретать не надо! — усмехается Ростислав. — Распечатал деталь на принтере, покрасил ее медной краской — и вот в руках уже медный, а не пластиковый граммофон, к примеру.

Но Миронову во всей этой кукольной истории интересно как раз изобретать велосипед.

А еще — паровые машины и разные гальванические механизмы. Поэтому каждая работа занимает у него около двух месяцев труда за рабочим столом в гостиной в тесном контакте с ретроинструментами, столь непопулярными у современных кукольников: гравером, плоскогубцами и паяльником. Все потому, что для него важно снабдить каждого своего персонажа душой, а ее создание требует тонкой, практически хирургической работы, выполнить которую не под силу даже самому мощному 3D-принтеру.

Новости партнеров