Алексей Смертин: Отец — мой главный тренер

 

4 апреля 2018 года. Экс-капитан сборной России по футболу, а ныне посол чемпионата мира — 2018 Алексей Смертин открыл новый беговой сезон. Первый апрельский марафон он пробежал вместе с семьей. Алексей сравнивает футболиста с марафонцем. Так, он сам за 525 матчей пробежал по футбольным полям несколько тысяч километров. Фото: Photoexpress
4 апреля 2018 года. Экс-капитан сборной России по футболу, а ныне посол чемпионата мира — 2018 Алексей Смертин открыл новый беговой сезон. Первый апрельский марафон он пробежал вместе с семьей. Алексей сравнивает футболиста с марафонцем. Так, он сам за 525 матчей пробежал по футбольным полям несколько тысяч километров. Фото: Photoexpress

Футболист Алексей Смертин считается одним из самых интеллигентных спортсменов нашей страны: он ни разу не был замечен в скандалах, не имеет привычки сорить деньгами на камеру. При этом он относится к числу успешных российских футболистов: в его портфолио — контракты с известными мировыми клубами. Об этом и многом другом футболист рассказал «ЮГ».

Алексей, вы всю жизнь занимались футболом, командной игрой. Расскажите, как вы переключились на марафонский бег?

Мне и на футбольном поле приходилось много бегать: за 525 матчей я пробежал несколько тысяч километров. Просто завершив футбольную карьеру, я в какойто момент решил поставить перед собой новые задачи. Мой отец, тренер, всегда воспитывал нас с братом как индивидуальных спортсменов, несмотря на то, что готовил нас к футболу.

Он учил отвечать за все свои решения и на поле, и в жизни только самостоятельно, не сачковать, не прятаться за спины даже в том случае, где это возможно, и все время оценивать собственный уровень и результат. С таким базисом я легко переключился на бег.

Где бегаете обычно?

Либо в «Лужниках», либо дома на беговой дорожке. Купил я ее два года назад во время подготовки к токийскому марафону: обычно он проходит в феврале, поэтому погодные условия не слишком располагают к уличным тренировкам. Кстати, себе в заслугу я могу поставить, что увлек бегом и свою супругу Ларису.

Раньше я считал, что люди делятся на две категории — те, кто любит бегать, и те, кто не любит. Так вот Лариса бегать никогда не любила. Но во время подготовки к марафону она ко мне присоединилась, а чуть позже вызвалась пробежать 10 километров! Для нее это огромная дистанция. И она была настолько счастлива, что сейчас мы участвуем в каждом марафоне. Например, вместе готовимся к открытию бегового сезона.

А сын бегает вместе с вами?

Нет, он в футбол играет, на любительском, правда, уровне.

Вы говорили, что не хотите, чтобы сын был профессиональным игроком. Почему?

Для меня самым главным было, чтобы он получил образование, ведь быть в спорте — это не обязательно быть на поле. Сейчас он изучает спортивный менеджмент — очень перспективное направление. Я и сам сейчас занимаюсь управлением и вижу, какое количество людей сегодня увлечены спортом на любительском уровне. И это количество увеличивается с каждым годом. Да, это не спорт высших достижений, но страсть, с которой они выходят, к примеру, на поле — не меньше, а то и больше. И что самое главное — она бескорыстная. Поэтому им нужно создавать условия. И это одна из главных задач менеджеров.

Он часто советуется с вами?

Владу уже 19 лет, и он живет отдельно от нас. Но я и сам уехал из родного дома в таком же возрасте. Кроме того, мы воспитывали его так, чтобы он сам принимал решения с раннего возраста и отвечал за них. Меня так учил отец, а я — своего сына. Поэтому сейчас он помощи уже не просит, но за советом обращается.

Познакомиться с вашим воспитанием удалось не только Владу. Расскажите, как появилась идея открыть детскую спортивную школу в родном городе?

Идея возникла, когда я играл в команде английского клуба. Игроки хорошего уровня всегда предвидят свои действия, выражаясь футбольным языком, предвосхищают игру. Вот и я подумал, что не за горами конец карьеры, поэтому нужно что-то оставить после себя. А родной Барнаул дал мне хороший старт, и надо бы отдать ему долг.

Думаю, любому важно сделать то, что будет приносить пользу после его ухода.

А вы помните своих учителей?

Моим главным учителем и тренером был отец. Он очень любил футбол, но сам не смог реализоваться и посчитал, что сыновья обязательно должны это сделать. И я об этом ничуть не жалею, я жил футболом! Потом когда начал играть за рубежом, у меня появилось свободное время, которое я посвятил самообразованию. Папа очень почитал футбол. Причем в моем детстве еще не было профессии «футболист». Это делает ему честь, потому что он, воспитывая нас, не преследовал никаких корыстных целей.

За свою карьеру вам довелось пожить в разных странах. Где больше всего понравилось?

Я три года жил во Франции и четыре — в Англии. Мне везде нравится, но если разделять, то все, что касается футбола, лучше устроено в Англии. Там хорошая инфраструктура для спортсменов. Если говорить о личной жизни, то лучше юга Франции для меня ничего нет.

ДОСЬЕ

Российский футболист, полузащитник. В июле 2009 года объявил о завершении карьеры игрока. Выступал за сборную России, в 2004–2005 годах — был капитаном сборной. Сейчас готовит кадры в клубе «Динамо» и детской спортивной школе.

Новости партнеров