Тереза Дурова: Надо уважать маленьких зрителей

23 февраля 2019 года. Художественный руководитель «Театриума на Серпуховке» Тереза Дурова. Фото: Гавриил Григоров
23 февраля 2019 года. Художественный руководитель «Театриума на Серпуховке» Тереза Дурова. Фото: Гавриил Григоров

24 февраля в Московском доме книги презентовали книгу «Страна Театриум», выпущенную к 25-летию «Театриума на Серпуховке». Корреспонденты «ЮГ» встретились с основателем и бессменным художественным руководителем театра Терезой Дуровой и поговорили с ней о традициях, сложившихся в «Театриуме» за четверть века.

— Тереза Ганнибаловна, как возникла идея книги о «Театриуме»?

— Идея пришла в голову театральному журналисту Мариане Райкиной, которая пришла в этот театр 13 лет назад. Она его знает не хуже меня. При этом Райкина много пишет о театре, а к 25-летию «Театриума» она решила собрать весь материал о нас, в чем я ей с удовольствием помогла.

— Какой период в жизни театра за эти 25 лет оказался самым сложным?

— Первый сложный период мы прошли в 1990-х годах, когда театр только появился. Те годы были непростым временем для всей страны в целом: денег не было, нормальной публики тоже, по улицам бегали бандиты, бабушки распродавали у метро свои старые вещи — в общем, бог знает, что происходило! А со вторым сложным периодом мы столкнулись через десять лет, когда из Театра клоунады мы превращались в «Театриум на Серпуховке». Существует мнение, что театр живет десять лет, а дальше он либо становится академическим, либо прекращает свое существование. Поэтому, когда мы отметили первый юбилей, встал вопрос: что делать дальше? Прежний формат перестал быть востребован. Поэтому нам пришлось перестраивать все — от репертуара до традиций, так мы впервые начали работать с живым оркестром.

— Для перестройки пришлось новую труппу набирать?

— Нет, вся трансформация театра происходила силами старой труппы! Я думаю, что мы единственные, у кого это получилось без привлечения новых людей. К слову, сегодня в наш театр ежегодно приходят молодые актеры, но база остается прежней: это тот самый коллектив с момента основания театра.

— Интересно, отличается ли новое поколение от ваших ветеранов?

— Отличается. Они, к примеру, не такие трудоголики, как те, кто пришел в 1991 году. Но тем не менее обновление происходит довольно комфортно для нас. Так, новый человек либо принимает правила, по которым мы су-ществуем, либо уходит: бывает, что мы кому-то не нравимся. И это неудивительно: мы слишком много работаем, у нас надо осваивать новые жанры. Не все к этому готовы.

— В чем заключаются правила, по которым существует ваш театр?

— Мы никогда не опаздываем на репетиции: режиссеры и педагоги приходят раньше, чем актеры, поэтому ждать им не приходится. Мы друг другу доверяем: мои актеры совершенно спокойно играют в других театрах, снимаются в кино, а я всегда в курсе всех их дел. У нас не принято спускаться в актерский буфет в театральном костюме, не принято кричать и ругаться матом, выходить на сцену в уличной обуви, курить. В нашем театре — огромное количество детей. И для всех детей сотрудников у нас на третьем этаже отведена гримерка.

Поэтому каждый помнит о том, что рядом малыши, и ведет себя соответствующим образом. Что касается работы над ролью, то тут правило только одно: полная отдача и любовь к тому, что делаешь.

— Многие театральные деятели сегодня жалуются на конкуренцию среди театров. Вам она тоже мешает?

—  У нас таких проблем нет. Просто мы выдаем такое качество костюмов, живой музыки и комфорта, что те, кто приходят на спектакль, сразу по его окончании покупают билеты на следующий. Я очень люблю конкуренцию — меня она подстегивает. Было бы ужасно, если бы мой театр оказался единственным на всю Москву. А если говорить о жанрах, то конкурентов, работающих в нашем жанре, — театра для всей семьи, нет нигде. Детские театры — это совсем другое. Я, кстати, очень не люблю определение «Детский театр»: что это такое?! Ребенок же один в театр не ходит, он всегда с родителями. А что им делать в детском театре, где для взрослых ничего нет?

— А что могут предложить взрослым ваши спектакли, которые рассчитаны на двухлетних малышей?

— Наши актеры с уважением относятся к репертуару и к маленьким зрителям, поэтому разговаривают с ними без сюсюканий, не пытаясь их рассмешить ударом мяча о голову. Такое отношение мотивирует детей относиться к происходящему внимательно. Что касается родителей, то они всегда получают удовольствие, когда на ребенке хорошо сшитое платье, когда он открывает умную книжку, когда изучает правильно сделанную игрушку. Именно поэтому они получат удовольствие и от нашего спектакля.

ДОСЬЕ

Тереза Дурова, дочь дрессировщицы, народной артистки России Терезы Дуровой и музыканта, дрессировщика Ганнибала Наджарова, в 1 982 году окончила ГИТИС, в 1991-м — организовала в Москве Международный фестиваль клоунады, а в 1992 году создала « Московский театр клоунады», который сегодня известен как «Театриум на Серпуховке».

Новости партнеров