Что вы купите, решает маркетолог
На этой неделе отмечается Всемирный день шопинга. Корреспондент «ЮГ» пообщался с экспертами и выяснил, почему в современном мире поход в магазин превратился из необходимости в развлечение.
— Это некий способ отдыха и снятия стресса. Не зря шопинг рекомендуют почти все женские журналы, — рассказывает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Больше того: активное потребление сегодня — это вклад в развитие общества. Чем больше ты тратишь денег на товары и услуги, тем больше пользы обществу приносишь. Ведь своими тратами ты поддерживаешь производителей.
Поддерживаешь владельцев торговых центров, у кого арендуются площади. Поддерживаешь бюджеты всех уровней, куда идут налоги, уплаченные производителями и продавцами.
Кандидат философских наук Вячеслав Корнев считает, что современный торговый центр — это настоящий храм потребления.
— Сюда тоже хорошо одеваются и приходят на выходных, — пояснил Корнев. — Потребитель находится в полной уверенности, что выбор совершает он сам — ведь продавца-посредника нет. Но главная «покупка» в супермаркете — это иллюзия свободного выбора.
Виктор Кудрявцев добавляет: — На самом деле продавцы делают все, чтобы выбор осуществляли не вы, а они сами — за вас.
Эксперт привел простой пример: производитель одного из энергетиков весьма просто и эффективно «промыл мозги» покупателю.
— Когда он вышел на рынок, с ним конкурировали производители разных видов колы. Ведь эта газировка тоже тонизирует. В итоге «автор» энергетика просто вдвое задрал цену и уменьшил объем банки. Казалось бы — это путь к банкротству. А оказалось — к успеху. Покупатели решили: если эта маленькая баночка так дорого стоит, значит, в ней наверняка что-то более ценное! И стали покупать энергетик, — рассказал Виктор Николаевич.
Или взять всемирно известный магазин якобы «дешевой» мебели. Из него обычно выходишь, накупив всякой мелочи, которую брать даже не планировал.
— Дело в том, что по магазину проходят очень искривленные дорожки. Пока ты идешь по ним — хоть с тележкой, хоть налегке, то каждый товар видишь минимум три раза, — рассказывает эксперт. — А чем чаще ты товар видишь, тем больше шансов, что его купишь.
Известна история и с шоколадными батончиками. Изначально их покупали как сладкое к чаю, и продажи были небольшими. Но рекламщики сумели «промыть мозги» аудитории, сформировав образ нового потребителя этого не самого полезного фастфуда. Батончики стали рекламировать как продукт для подростков. И действительно, вчерашние дети любят сладкое, не любят суп и ленятся зайти домой, чтобы полноценно пообедать. Так миллионы подростков «под садили» на шоколадные батончики. Продажи выросли во много раз.
— Каждый раз, направляясь в сетевой магазин — хоть продуктовый, хоть нет, — имейте в виду, что с вами работают профессионалы. Ну, например, вы видите, что молоко стоит даже не на полке, а в открытой коробке на полу. И покупаете, хотя вроде и не хотели. Почему? А потому что бессознательно решили: да это молоко даже на полки ставить не успевают, так быстро разбирают. Значит оно, наверное, очень вкусное или самое дешевое.
Надо брать! — пояснил Виктор Кудрявцев. — В общем, я бы рекомендовал ходить в магазин только тогда, когда это реально нужно. Причем — с бумажкой, где есть список необходимого. Покупки — строго по списку.
КСТАТИ
Маркетологи советуют ходить в супермаркет сытым, ведь голодный, доказано, покупает больше. При покупке товаров по скидке обращайте внимание на срок годности и следите, чтобы кассир пробил именно низкую цену (нередко товар почему-то пробивается без скидки).
Все скоропортящиеся товары (фрукты, овощи, «молочку» и т.д.) берите в минимальном объеме.
А еще не ленитесь посетить соседний магазин: многие продукты там могут быть дешевле.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов:
— Последние годы реальные доходы граждан не растут, а снижаются, поэтому к походу в магазин многие стали относиться более вдумчиво. Сегодня, как говорят ретейлеры, уже около 50 процентов продаж осуществляется в ходе разного рода акций со скидками. Даже в относительно благополучной Москве становится все больше людей, которые покупают товар исключительно по скидке, обходя различные торговые сети. Так что одни стараются больше продать, а другие дешевле купить.