Всю жизнь любил он рисовать войну

Художник Василий Мазаев, фото 2010 года. Предоставлено Объединенной редакцией ЮАО

Рисунки участника Великой Отечественной войны Василия Мазаева украсили поэтический альманах, выпущенный недавно префектурой Южного округа. Художник не дожил до его выхода совсем чуть-чуть.

Прошлой осенью префектура Южного округа объявила поэтический конкурс «Поклонюсь я солдату…»: лучшие стихи планировалось впоследствии выпустить в одноименном альманахе. В самотеке попалась интересная заявка из Зябликова. К письму были приложены сканы картин: нарисованные уверенной рукой солдаты поднимаются в атаку, греются на привале у костерка, утешают жителей только что отбитых у врага деревень… 98-летний Василий Федорович Мазаев оказался участником боев Великой Отечественной, а его стаж профессионального художника начался еще до войны.

ОДИНОЧНЫЕ ВЫСТРЕЛЫ

Василий Мазаев был коренным жителем территории Южного округа. Он родился 4 апреля 1921 года в подмосковном селе Борисово. После школы и художественной студии успел поработать в живописно-скульптурном комбинате при Центральном бюро Московского объединения советских художников: писал копии картин. В 1940 году Василия призвали в инженерно-технические войска, и 22 июня 1941 года застало его в казарме неподалеку от западной границы СССР.

Вскоре случилось и боевое крещение.

«Трассирующие снаряды разрывались за нашими окопами, — вспоминал много лет спустя Василий Мазаев. — У некоторых стали сдавать нервы, раздались одиночные винтовочные выстрелы в сторону пока не видимого противника. Я вспоминаю, что был страх, но имелось и раздражение на того, кто впустую тратил патроны, которых потом будет не хватать во время боя».

Дела на западном участке фронта складывались трагично, и в сентябре 1941 года рядового Мазаева взяли в плен под Житомиром.

В мае 1945 года Красная армия освободила его из немецкого лагеря. Год он прослужил в подвижном полевом госпитале в Польше.

Родина встретила его, как и всех бывших военнопленных, не очень приветливо.

— Папу вызывали в разные инстанции, выспрашивали, кто был с ним в лагере, пытались выведать у него какой-нибудь компромат на этих людей, — рассказывает дочь художника Любовь Зелинская. — К счастью, это быстро закончилось, и потом к нему не было претензий. Впоследствии он был награжден медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.

ЭТЮДЫ У ПРУДА

После демобилизации Василий Федорович трудился по специальности. Сменил несколько мест работы, на пенсию ушел в 1985 году с должности главного художника-оформителя на заводе «Мосприбор», что на Велозаводской улице. Он продолжал жить в родном Борисове, там родились обе его дочери.

— В свободное время папа ходил на этюды, — вспоминает Любовь Зелинская. — Рисовал улицы села, дома, поля, пруд, Царицыно и Коломенское… В 1960 году Борисово включили в состав Москвы, деревенские дома снесли, а художнику взамен дали квартиру в Ореховом проезде.

По словам дочери, он успел сделать благое для земляков дело: защитить от уничтожения Борисовское кладбище, которое собирались застроить домами.

— Папа собрал всех ветеранов войны и всех активных жителей Борисова, — говорит Любовь Зелинская. — Мы объясняли: это наша земля, в ней лежат все наши предки. В результате кладбище оставили в покое и даже благоустроили.

РАВНЕНИЕ НА ВЕТЕРАНА

Увидев работы Мазаева, создатели альманаха «Поклонюсь я солдату…» решили использовать их в качестве иллюстраций.

 Рисунок Василия Федоровича, включенный в альманах «Поклонюсь я солдату...». Бойцы в маскхалатах смазывают лыжи на привале
Рисунок Василия Федоровича, включенный в альманах «Поклонюсь я солдату...». Бойцы в маскхалатах смазывают лыжи на привале

— Это человек, на которого надо равняться! — вспоминает свои впечатления Андрей Ефимов, депутат муниципального округа Зябликово. — В 98 он был все еще в строю и не растерял вкуса к соревнованию! Мы поняли, что его работы должны стать, как сейчас говорят, фишкой книги.

Рисунок Василия Федоровича, включенный в альманах «Поклонюсь я солдату...». Старуха рыдает над убитым при освобождении деревни солдатом

Руководство префектуры поддержало эту идею — и для альманаха отобрали более двух десятков портретов и жанровых сцен. К сожалению, Василию Федоровичу не суждено было увидеть книгу: он ушел из жизни 5 июня, через два месяца после своего 99-го дня рождения. Андрей Ефимов не исключает того, что после окончания пандемии в Зябликове может возникнуть еще какой-нибудь проект (например, выставка), посвященный этому фронтовику, художнику и просто неравнодушному к судьбе района старожилу.

Новости партнеров