Всю жизнь любил он рисовать войну
Рисунки участника Великой Отечественной войны Василия Мазаева украсили поэтический альманах, выпущенный недавно префектурой Южного округа. Художник не дожил до его выхода совсем чуть-чуть.
Прошлой осенью префектура Южного округа объявила поэтический конкурс «Поклонюсь я солдату…»: лучшие стихи планировалось впоследствии выпустить в одноименном альманахе. В самотеке попалась интересная заявка из Зябликова. К письму были приложены сканы картин: нарисованные уверенной рукой солдаты поднимаются в атаку, греются на привале у костерка, утешают жителей только что отбитых у врага деревень… 98-летний Василий Федорович Мазаев оказался участником боев Великой Отечественной, а его стаж профессионального художника начался еще до войны.
ОДИНОЧНЫЕ ВЫСТРЕЛЫ
Василий Мазаев был коренным жителем территории Южного округа. Он родился 4 апреля 1921 года в подмосковном селе Борисово. После школы и художественной студии успел поработать в живописно-скульптурном комбинате при Центральном бюро Московского объединения советских художников: писал копии картин. В 1940 году Василия призвали в инженерно-технические войска, и 22 июня 1941 года застало его в казарме неподалеку от западной границы СССР.
Вскоре случилось и боевое крещение.
«Трассирующие снаряды разрывались за нашими окопами, — вспоминал много лет спустя Василий Мазаев. — У некоторых стали сдавать нервы, раздались одиночные винтовочные выстрелы в сторону пока не видимого противника. Я вспоминаю, что был страх, но имелось и раздражение на того, кто впустую тратил патроны, которых потом будет не хватать во время боя».
Дела на западном участке фронта складывались трагично, и в сентябре 1941 года рядового Мазаева взяли в плен под Житомиром.
В мае 1945 года Красная армия освободила его из немецкого лагеря. Год он прослужил в подвижном полевом госпитале в Польше.
Родина встретила его, как и всех бывших военнопленных, не очень приветливо.
— Папу вызывали в разные инстанции, выспрашивали, кто был с ним в лагере, пытались выведать у него какой-нибудь компромат на этих людей, — рассказывает дочь художника Любовь Зелинская. — К счастью, это быстро закончилось, и потом к нему не было претензий. Впоследствии он был награжден медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.
ЭТЮДЫ У ПРУДА
После демобилизации Василий Федорович трудился по специальности. Сменил несколько мест работы, на пенсию ушел в 1985 году с должности главного художника-оформителя на заводе «Мосприбор», что на Велозаводской улице. Он продолжал жить в родном Борисове, там родились обе его дочери.
— В свободное время папа ходил на этюды, — вспоминает Любовь Зелинская. — Рисовал улицы села, дома, поля, пруд, Царицыно и Коломенское… В 1960 году Борисово включили в состав Москвы, деревенские дома снесли, а художнику взамен дали квартиру в Ореховом проезде.
По словам дочери, он успел сделать благое для земляков дело: защитить от уничтожения Борисовское кладбище, которое собирались застроить домами.
— Папа собрал всех ветеранов войны и всех активных жителей Борисова, — говорит Любовь Зелинская. — Мы объясняли: это наша земля, в ней лежат все наши предки. В результате кладбище оставили в покое и даже благоустроили.
РАВНЕНИЕ НА ВЕТЕРАНА
Увидев работы Мазаева, создатели альманаха «Поклонюсь я солдату…» решили использовать их в качестве иллюстраций.
— Это человек, на которого надо равняться! — вспоминает свои впечатления Андрей Ефимов, депутат муниципального округа Зябликово. — В 98 он был все еще в строю и не растерял вкуса к соревнованию! Мы поняли, что его работы должны стать, как сейчас говорят, фишкой книги.
Руководство префектуры поддержало эту идею — и для альманаха отобрали более двух десятков портретов и жанровых сцен. К сожалению, Василию Федоровичу не суждено было увидеть книгу: он ушел из жизни 5 июня, через два месяца после своего 99-го дня рождения. Андрей Ефимов не исключает того, что после окончания пандемии в Зябликове может возникнуть еще какой-нибудь проект (например, выставка), посвященный этому фронтовику, художнику и просто неравнодушному к судьбе района старожилу.