Чулки для труб

8 октября 2021 года. Слесарь Андрей Скворцов поддерживает чулок

В одном из прошлых выпусков «ЮГ» опубликовали фотографию, присланную читательницей: сугроб самого настоящего снега посреди Чертанова Южного вызвал много вопросов. Как оказалось, он остался после проведения Мосводоканалом работ по бестраншейной реконструкции трубопровода. Наш корреспондент разобрался, зачем нужен снег водопроводчикам.

Мы отправились наблюдать за работами по этой современной технологии в проезд Якушкина. По словам представителей Мосводоканала, проводится бестраншейная реконструкция не часто, раз в две-три недели, поэтому снег в теплое время года — зрелище для столицы не только удивительное, но и редкое.

Подготовка к реконструкции основательная — еще до начала работ над водопроводным колодцем установили строительные леса. Мастер аварийно-восстановительных работ Константин Симаков объяснил, зачем они нужны.

— Благодаря технологии бестраншейной реконструкции мы в первую очередь получаем возможность не проводить никаких раскопок, — говорит он. — Поскольку сейчас мы работаем с участком трубопровода, который проходит под проезжей частью, нам пришлось бы остановить движение во всем проезде, перерыть несколько дворов. В данной ситуации куда проще воспользоваться бестраншейным способом.

По словам Константина, в основе метода лежит использование войлочного «чулка», пропитанного безопасной и нетоксичной эпоксидной смолой. Его прогоняют по уже существующему трубопроводу.

Сперва такой чулок поднимают на высоту, чтобы развернуть, а затем, опустив в колодец, направляют в трубу. После этого в чулок подают горячую воду, которая своим давлением разворачивает его по длине всего участка, на котором проводятся работы. Таким образом, внутри трубы формируется «вторая кожа», которой не страшны ни накипь, ни ржавчина, что позволяет существенно продлить жизнь системы водоснабжения. Вот только… зачем тут снег?

— Смола, которой пропитан чулок, сохраняет гибкость только при минусовых температурах, — рассказывает Константин. — Поэтому мы привозим его на место проведения работ, укрыв снегом, который перед непосредственным выездом вырабатывает хладогенератор. Этот снег совершенно чистый, в нем нет никаких химических примесей — можно и снеговика слепить, и в снежки поиграть. А кода мы заканчиваем с реконструкцией, мы просто оставляем его на газоне, чтобы он растаял. После того, как чулок полностью заполняет собой нужный участок трубы, по нему прогоняют кипяток, который заставляет эпоксидную смолу затвердевать.

Москвичка Вера Орехова со снегом

Работы проходят быстро: в отличие от привычных жителям столицы раскопок, бестраншейная реконструкция занимает всего несколько часов. Рабочие, забравшись в кузов грузовика, из которого еще недавно доставали войлочный чулок, откидывают борт машины. А там — блестящий на солнце белоснежный сугроб. Пара минут — и снег уже на газоне.

Беру немного в горсть и комкаю снежок. За лето уже и забыл, насколько снег холодный — руки тут же леденеют. А прохожие, не скрывая удивления, подходят к бригаде Мосводоканала. Кто-то хочет узнать, что же здесь происходит, а те, что посмелее, сразу идут к сугробу, запуская в него руки. Словно маленькое напоминание о близкой зиме, он привлекает к себе людей.

О снеге в Чертанове Южном «ЮГ» писали в середине сентября

Этот сугроб как настоящее чудо — маленький ледник на осенней улице Москвы.

Новости партнеров