Андрей Черкасов: Зачем Царицыну курганы

6 февраля 2022 года. Археолог Андрей Черкасов предпочитает гулять возле памятников истории — например, в Коломенском, у церкви святого Георгия Победоносца

Рядом с нами — удивительные люди! Житель Орехова-Борисова Южного Андрей Черкасов более четверти века занимается археологией и сделал несколько научных открытий.

На самом деле археологи ничего не ищут, говорит Андрей:

— Мы не кладоискатели. Археологи не пытаются найти что-то конкретное — скажем, золотую киевскую гривну или какой-нибудь кувшин. Нет, наша цель — решить научную задачу. Однажды в горах Северного Кавказа я обнаружил культовый комплекс из камней и плит: что-то вроде знаменитого Стоунхенджа. Там были солярные символы — т.е. изображения Солнца, пляшущие человечки... Ничего подобного до этого в регионе не находили! Вообще, во многих экспедициях я изучал дольмены — древние погребальные сооружения: приподнятая на каменных опорах плита. Все вместе это напоминает домик с отверстием в передней стенке. Сейчас вокруг дольменов ходит очень много баек. Например, их называют порталами для соединения с космосом. Ерунда. На самом деле это древние гробницы: так в дохристианскую пору захоранивали людей.

ОТ ЕГИПТА ДО БРАТЕЕЕВА

Ого, среди камней? Как фараонов в Древнем Египте! Да, дольмены и пирамиды, похоже, это одна и та же история, связанная с заупокойным культом. У кого было больше средств — строили пирамиды, у кого поменьше — дольмены. Последние существовали и во Франции, и в Испании, и у нас на Северном Кавказе.

Это огромные тяжеленные плиты, которые весят тонны. Для чего люди с ними возились? Ведь никакого практического смысла в них не было!

Очень даже был! Вот для чего сейчас строят храмы? Чтобы обеспечить связь с высшей силой и посмертное существование человека. Кстати, ради этого наши далекие предки, жившие на территории нынешней Москвы, насыпали курганы, достигавшие высотой десяти и более метров. Один такой курган есть, например, в Братееве, в долине реки Городни. Есть целая курганная группа и на территории нынешнего музея-заповедника «Царицыно». Когда-то их насыпали вятичи. Кстати, курган был не только гробницей предков. Он нес и другую крайне важную функцию: обозначал свою территорию. Ведь если здесь похоронены твой отец, дед, прадед, то и земля, разумеется, твоя!

Андрей, сейчас по всей столице ведутся археологические раскопки. А потом их выставляют в Музее Москвы. Неужели территория города еще не до конца изучена?

Дело в том, что есть федеральный закон. Если где-то ведется строительство или скажем, капитальное благоустройство с земляными работами, то сначала на этом месте должны поработать археологи. В центре Москвы, кстати, многометровый культурный слой! И любые работы, разумеется, ведутся под надзором археологов. В итоге где-нибудь на Тверской могут найти старинную мостовую или монеты. Да много чего находят! Плюс, не будем забывать, практически у каждого вуза есть исторический факультет. А у историков археологическая практика — в программе обучения. Так что раскопки идут по всей стране!

СПОСОБ ЛУЧШЕ УЗНАТЬ ИСТОРИЮ

Вы много лет возглавляете Албазинскую археологическую экспедицию. Что ищете?

Албазинский острог — это первый русский город на Амуре, середина XVII века, основанный еще Ерофеем Хабаровым. Этот острог, кстати, несколько лет находился в осаде. Когда мы его исследовали, то обнаружили братскую могилу. Это жилая землянка, в которую складывали тела погибших защитников острога Албазина.

Вот так открытие...

Да, радости от такой находки мы, конечно, не испытали. Скорее — смогли прочувствовать весь драматизм и даже трагичность изучаемых нами исторических событий. Но, согласитесь, это общественно значимая находка. И люди, живущие в этих краях, я думаю, смогли почувствовать, как непросто пришлось их предкам, как героически они защищали свою землю.

Не страшно было на такое наткнуться?

Нет — потому что это работа, к этому привыкаешь. А еще мы на Амуре обнаружили захоронения местного населения — дауров. Бусина из стекла, пряжка в виде морды льва — там было на что посмотреть, помимо человеческих останков. Вообще археология — это отличный способ лучше понять историю как конкретного места, так и всей своей страны в целом. В 2020 году я издал «Записки о Дальнем Востоке» — книгу для детского чтения по истории этого интереснейшего региона. Она начинается с каменного века, когда на Амуре появились первые люди, а завершается присоединением Приамурья к Российской империи в XIX столетии. Надеюсь, что, читая такие книги, подрастающее поколение лучше поймет не только историю, но и современность. Ведь прошлое и настоящее, если разобраться, очень тесно связаны между собой. То, что в нашей жизни происходит сейчас — всегда следствие глубоких исторических процессов и поступков наших с вами предков.

ДОСЬЕ

Андрей Черкасов, 47 лет. Руководитель Албазинской археологической экспедиции. Автор нескольких исторических книг. Занимается археологией с 1995 года. Участвовал в экспедициях по всей Евразии, от Франции до Амура. Написал сценарий документального фильма об истории освоения Дальнего Востока.

Новости партнеров