Шерстяные узоры королевы гобелена Эдит Вигнере

«Плавка металла». Фото: Предоставлено пресс-службой музея-заповедника «Царицыно», Олег Зернов, Анатолий Цымбалюк

В последнее время в связи с пандемией появился новый вид досуга — онлайнэкскурсии. Его активно практикуют в музее-заповеднике «Царицыно».

Работы Эдит Вигнере: текстильная композиция «Вселенная»

К примеру, познакомиться с уникальными экспонатами IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, который проходит здесь, можно не выходя из дома. Это позволяют виртуальные прогулки по парковой экспозиции с координатором проекта Анной Каргановой и онлайн-представление триеннале сокуратора выставочного проекта и заместителя генерального директора музея-заповедника Ольги Докучаевой. Они бесплатно доступны на официальном сайте учреждения.

Насладиться произведениями искусства бесконтактным способом можно и с помощью нашей «газетной экскурсии». Давайте попробуем!

БЫЛ ТАК ПРЕКРАСЕН ВЕРНИСАЖ

Эдит Паулс-Вигнере на фото из выставочного каталога

Зима — идеальное время погружения в атмосферу прекрасного. Такую возможность дает выставка «Эволюция взгляда», которая сегодня проходит в рамках IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в «Царицыне». На ней представлено творчество Эдит Паулс-Вигнере — одной из лучших и самых титулованных латвийских гобеленисток. Событие состоялось благодаря партнерству с Латвийским национальным художественным музеем.

На выставке представлены ее работы раннего периода творчества, а также произведения, выполненные в последние годы. По признанию посетителей, экспонаты, которыми восхищались еще в прошлом столетии, выглядят удивительно современно. Благодаря своему дарованию и неутомимому трудолюбию их автор, кстати, сестра композитора Раймонда Паулса, прозвана королевой гобелена.

ОТРЫВ ОТ СТЕНЫ

Элемент композиции «Путевые заметки»

За окнами дворца снег, а в нем уютно от выставочных работ, может, потому, что в составе их шерсть и преобладают яркие краски, а еще они выполнены вручную.

Несмотря на трудоемкость и большой масштаб гобеленов и текстильных композиций, мастер создавала их самостоятельно, без помощников. Ее индивидуальный почерк: смешанная техника, где плотное переплетение перемежается со свободно висящими нитями, а ворсовая поверхность — с рельефом. К сожалению, из-за пандемии Эдит Паулс-Вигнере не смогла приехать из Риги на свою выставку. Ольга Докучаева рассказывает:

— Вигнере даже в начале своего творчества, в 60-х годах прошлого столетия, уже была в первых рядах экспериментирующих художников. Это были и новые материалы, и новые технологии. Она участвовала в создании первых пространственных объектов, в так называемом отрыве от стены, и на сегодняшний день признана одним из ведущих художников в этой сфере.

Кубок. Картины из стеклянной крошки и бисера

Ольга Владимировна обращает внимание на гобелен «Путевые заметки. Куба». Он действительно как будто шагнул от стены. На полу плещутся волны и, переливаясь всеми оттенками, словно выбрасывают водоросли на берег. Роскошные заросли цветущих деревьев составляют основную часть работы, а продолжает ее свисающая сверху сочная гроздь плодов.

На гобелене «Вечный огонь», кажется, отдают жар трепещущие языки пламени, озаряя небо и листья деревьев. В этом случае художница искусно передала объем не за счет рельефа, а с помощью цветовых пере ходов.

Работы художницы одновременно просты и глубоки: «Космос», «Вселенная», «Урожай».

СОКРОВИЩА КАМЕННОГО ПОГРЕБКА

Эдит Паулс-Вигнере, фотопортрет, 2019 год

Если в двух предыдущих залах выставлены монументальные ансамблевые композиции Эдит Паулс-Вигнере из фондов Латвийского национального художественного музея, в третьем находятся инсталляции из числа созданных за последние десятилетия, которые художница лично представила для зрителей «Царицына».

— В этих витринах 19 сотканных вручную авторских «корон», — продолжает Ольга Докучаева. — Так называется национальный латышский женский головной убор. Национальными костюмами Вигнере была увлечена с юности. Но идея сделать текстильные короны возникла после того, как она посмотрела фильм о Генрихе VIII и его женах. Посетители выставки подолгу засматриваются на них. Благодаря подсветке короны, созданные из ткани, бисера в смешанной и авторской техниках, переливаются, словно усыпанные алмазами, рубинами и изумрудами.

Не менее удивительное впечатление производят и небольшие панно с изображением бокалов, разместившиеся на стенах. Бисер и мелкие жемчужинки передают игру света на наполненных напитками изящных кубках. Ощущение винного погребка дают каменные стены выставочного зала, расположенного в подземном пространстве дворца. Эту коллекцию художница создала в память о дедушке, который был стеклодувом. Эдит и ее брат Раймонд родились в семье фабричного рабочего и домохозяйки. В свободное время отец занимался музыкой — играл на барабанах в любительском коллективе, мама отлично шила, стараясь нарядить по мере возможности, но со вкусом дочь. Любовь к творчеству от родителей передались детям. Развивая свой потенциал, каждый из них добился успеха в своей области.

«…ЧТОБЫ ЛЮДИ ТЕПЛЕЕ ОТНОСИЛИСЬ ДРУГ К ДРУГУ»

Работы Эдит: «ГДР (Германия)»

— Персональная выставка Эдит Паулс-Вигнере, которая много значит и для нашей истории искусства второй половины XX века (поскольку это времена СССР), и для латвийской стороны, украсила наше триеннале, — резюмирует Ольга Владимировна. — Я без преувеличения могу сказать, что Эдит Паулс-Вигнере — художник не местного и регионального масштаба, она величина как минимум общеевропейская, если не мировая.

Было бы неправильным рассказать читателям о выставке, но не пообщаться с тем, благодаря кому она стала возможной. Наш корреспондент позвонила Эдит Паулс-Вигнере.

Первым делом художница поинтересовалась... погодой в Москве. И сообщила, что для нее большая честь показывать свои работы в такой большой стране, как Россия.

«Время», 1972 год

— Я слежу за новостями из России, — говорит она. — Сейчас отмечается юбилей Федора Михайловича Достоевского. Как и этот великий писатель, мне бы хотелось, чтобы все теплее и лучше относились друг к другу.

Приятный голос Эдит с интонациями, как у ее знаменитого брата Раймонда, словно обволакивает. Каждое слово задевает нужную струну.

— Жизнь дана одна, — с высоты прожитых лет говорит художница. — И надо быть хорошим и добрым. Время сейчас интересное — развитие технологий, но они не могут заменить сердце человека, сделать его душу чуткой и понимающей. Из-за ковида люди стали меньше ходить в музеи, но красота все равно спасет мир.

Очень хочется, чтобы скорее закончилась пандемия, говорит Эдит Вигнере, и люди могли бы спокойно передвигаться по миру, заниматься творчеством, наслаждаться искусством и дружить.

СПРАВКА

Эдит Паулс-Вигнере (родилась 16 сентября 1939 года в Риге) — латвийский художник по текстилю. Окончила Рижскую среднюю школу прикладного искусства (1962) и отделение текстильного искусства Латвийской академии художеств (1968). Участвует в выставках с 1967 года, в том числе в международных. Произведения Эдит Вигнере — монументальный крупномасштабный текстиль — трехмерные объекты, шпалеры. Член Союза художников Латвии, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. Народный художник Латвийской ССР, дважды лауреат премии Союза художников Латвии.

КСТАТИ

IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в «Царицыне» — самый масштабный в России конкурс работ, выполненных в технике ручного ткачества. Он представляет работы более 70 художников из 17 городов России и 9 стран мира. Экспозиция расположена в выставочных залах Большого дворца, атриуме Хлебного дома и в пейзажном парке музея-заповедника.

Новости партнеров