Джазовый музыкант, композитор Алексей Кузнецов: Шестиструнная гитара считалась инструментом неприличным

26 февраля 2022 года. Джазист Алексей Кузнецов. Фото: Анатолий Цымбалюк

В Доме культуры «Нагатино» открылось новое джазовое пространство — арт-резиденция «Нагатино Джаз Холл». С одним из первых его гостей, легендарным джазовым гитаристом Алексеем Кузнецовым побеседовал наш корреспондент.

Алексей Алексеевич Кузнецов — патриарх, если можно так сказать, джаза в России. Именно его гитара звучит в фильмах «Семнадцать мгновений весны», «Мимино», «Гардемарины, вперед!» и многих других. В своем весьма солидном возрасте, а Алексею Алексеевичу в этом году исполнится 81 год, музыкант выглядит молодо и стильно: пиджак в зеленую клетку, некричащий галстук и классические черные брюки — сочетание элегантности и торжественности. В ДК «Нагатино» Кузнецов проводил мастер-класс — и публика приняла его с восторгом. В отремонтированном зале Дома культуры оказалась великолепная акустика. На заднем плане организаторы установили экран, где без звука транслировалось попурри концертов, в которых принимал участие Кузнецов — а он играл в самых известных коллективах.

Алексей Алексеевич, а как вы пришли к джазу? Ведь в СССР его не очень-то жаловали…

Я с детства увлекался музыкой благодаря отцу — Алексею Алексеевичу Кузнецову. По образованию он был топографом и даже окончил профильный вуз, но тяга к музыке пересилила. Мой дед, которого я знаю только по рассказам (он был расстрелян в 1939 году в звании генерала), увлекался пением — рассказывали, что у него был чудесный баритон. Отец увлек меня музыкой, и я поступил в Московское музыкальное училище имени Октябрьской революции.

И там вас научили играть на гитаре?

Увы — тогда шестиструнная гитара считалась инструментом неприличным, и мне пришлось учиться по классу домры. Зато у нас был факультатив — в крошечной каморке его вел Георгий Иванович Яманов. Я его активно посещал и с радостью тут же передавал его знания другим — мы сидели под лестницей, на первом этаже, на каких-то ящиках, и познавали азы. Кроме гитары, я занимался ударными инструментами — благо в училище был свой ансамбль. Мы быстро поняли, что можем зарабатывать деньги, — стали играть в ресторанах. Там я свое мастерство и оттачивал, хотя это был не джаз, а в основном эстрада. Но джаз мы тоже исполняли. Ребята были мне благодарны за науку.

На мастер-классе в ДК «Нагатино», слева юный музыкант Семен Макаркин. Фото: Анатолий Цымбалюк

Вы, наверное, после окончания училища разбили домру?

Нет, ну что вы. На такие хулиганские поступки я не способен. Когда я сдал по ней все экзамены, аккуратно положил ее в футляр и задвинул на шкаф. Но — да, я довольно громко по нему хлопнул и более никогда не возвращался.

Но откуда черпали знания? В СССР и джазовой литературы-то не было…

Мы с папой слушали по ночам «Голос Америки» — была такая запрещенная радиостанция. Уиллис Коновер вел передачу о музыке. И мне очень везло — я был принят в круг музыкантов. Ничего же не было — ни информации, ни нот. Однако Уиллис Коновер даже приезжал в СССР. Сейчас я знаю, что у нас он было более известен, чем у себя на родине.

А как сложилась ваша музыкальная карьера после окончания училища?

В 1962-м меня, выпускника, сразу приняли в Эстрадно-симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева. Мой папа играл в нем, но собирался уходить на другую работу. Силантьев поставил ему условие — обязательно найти себе замену. Вот он и предложил меня! Силантьеву я понравился. Папа же стал аккомпаниатором в Москонцерте. С тех пор я почти всегда был в коллаборации с кем-то, и вот самая удачная моя пластинка — «Голубой коралл». Но я востребован и как аккомпаниатор — главное, мне нравится это. Я люблю создавать тому, с кем я играю, максимально комфортные условия.

Вы много ездите с концертами, мастер-классами. Что бы вы могли посоветовать начинающим гитаристам?

Играть не больше двух-трех часов. Больше не нужно.

ДОСЬЕ

Алексей Алексеевич Кузнецов (6 сентября 1941 года) — джазовый музыкант, гитарист, композитор, педагог. Народный артист РФ (2001). Работал в составах Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио и Государственного симфонического оркестра кинематографии.

Новости партнеров