Выводы зритель сделает сам

25 февраля 2022 года. На премьере спектакля «Незнакомый господин Чехов» в Братееве. Фото: Анатолий Цымбалюк

С русскими классиками, казавшимися скучными еще со школьных уроков, я не встречался уже десятки лет. Но редакционное задание заставило меня, можно сказать, «посмотреть в глаза»... Чехову.

Звуки Чайковского, минималистичные декорации — действие на сцене Культурного центра «Братеево» создает странную атмосферу: вроде «когда-то давным давно», а может... В героях я, уже забывший рассказы Чехова, сразу узнаю типажи. Вот чиновник, а это точно светская львица. Но о чем они говорят? Да о своем создателе — о писателе!

— В основу спектакля положена сценическая дискуссия о жизни и творчестве Чехова, — объясняет режиссер и художественный руководитель «Товарищества актеров МХАТ» Петр Гилев.

Герои рассказов «Лошадиная фамилия», «Цветы запоздалые» и «Скрипка Ротшильда» говорят словами Гиляровского, Куприна и Горького... Был ли Чехов циником, высмеивающим пороки, глубоким психологом, а может, романтиком? Сделать выводы зрителю предложено самому.

— Это первое выступление труппы на площадке, которая, как мы надеемся, станет постоянным домом театра, — говорит Петр Викторович. — Спектакль создан в рамках проекта «Театральная хрестоматия» и сначала представлен в трех регионах России. Вы — первые москвичи, которые увидели эту постановку, и зрители в Братееве встретили нас очень тепло! «Товарищество» стояло на заре антрепризного движения. Более тридцати лет назад, когда МХАТ СССР имени Горького разделился надвое, часть труппы сделала «третью» сцену как площадку, объединяющую артистов разделенного театра. В непростом 1994-м они осталось без своего здания и возили спектакли по всему бывшему Союзу.

— К моему приходу в этот театр в 2009 году жизнь в нем как бы остановилась, — говорит Гилев. — И мы стали искать новые подходы, новое направление. А спектакль стал вершиной осмысления значимых тем.

Но для любого театра важно иметь «свое место». И когда в прошлом году в «Товарищество» пришел актер и режиссер Евгений Гусев («ЮГ» писали о нем в №10 от 19 марта 2021 года), проработавший на дружелюбной площадке в Братееве, Гилев решил: попробуем! Сегодня театр позиционирует себя как просветительский, общедоступный и социальный.

— Мы — самостоятельный театр, продолжающий традиции Станиславского, нас не финансирует государство, мы являемся в чистом виде товариществом артистов-профессионалов, — объясняет Гилев. — Но мы, художники, отвечаем перед вами, зрителями: вы не уйдете от нас разочарованными. А еще мы сохраняем общедоступные цены на билеты, чтобы как можно больше людей их посмотрело.

Такие принципы имеют свою «темную сторону»: надо искать способы существования. Зачастую «выживать» приходится за счет участия в грантовых конкурсах.

10 марта 2022 года. Актриса, директор «Товарищества артистов МХАТ» Марина Колесниченко. Фото: Анатолий Цымбалюк

— У нас нет идеи зарабатывать любой ценой, — говорит актриса и директор театра Марина Колесниченко. — Мы идем на риск, но просветительская работа превыше. Ведь о «разумности, нравственности, общедоступности» театра говорил Станиславский, а мы руководствуемся его идеями. Более сотни человек в свое время прошли через «Товарищество». Среди них и актриса Евгения Добровольская, актер и режиссер Александр Калягин и многие другие. Петр Гилев вспоминает:

— Когда мы к 25-летию «Товарищества» готовили юбилейный концерт, пришли к Калягину, он воскликнул: «Да не объясняйте, я сам был в «Товариществе», я все про вас знаю!

Обучение и поддержка для творческих людей, которые видят себя только в театре, важны как нигде больше. «Товарищество» ведет актерскую лабораторию, помогает адаптироваться и молодым, и пожилым актерам. Марина Колесниченко задействована в постановках театра практически со дня его основания.

— Я в 1990 году закончила курс Олега Табакова в школе-студии МХАТ, еще будучи студенткой, была занята в постановках «Товарищества», ездила на гастроли, — вспоминает она. — Потом — период рождения детей... Но я вернулась. Мне нравилось здесь.

Петр Гилев поясняет: внутренняя работа в труппе не менее интересна, чем собственно постановки. А Колесниченко добавляет:

— Мы не эпатируем публику, не зазываем китчем, голыми телами. Мы стоим на позиции ответственности художника перед зрителем. Петр Гилев поясняет: мы не переворачиваем пьесы с ног на голову, а заново открываем их.

10 марта 2022 года. Режиссер, художественный руководитель труппы Петр Гилев. Фото: Анатолий Цымбалюк

— В одной из наших постановок, «Жестоком водевиле» по пьесе Островского «Без вины виноватые», есть тема Ромео и Джульетты — что с ними случилось бы, если бы они выжили, — говорит Гилев. — С этим спектаклем была интересная история: мы играли его для солдат, участвуя в проекте «Театр для армии». И однажды солдаты, молодые ребята, отказались идти на ужин, чтобы досмотреть спектакль!

«Жестокий водевиль» покажут и на сцене в Братееве — в День театра, 27 марта. Обязательно схожу — может быть, Островский окажется таким же незнакомым, как и господин Чехов.

КСТАТИ

В театре сейчас нет устоявшейся труппы, так как нет устоявшегося финансирования. Сейчас в постановках «Товарищества» постоянно заняты 28 товарищей-актеров, не считая художников, режиссеров. Многие из них имеют основное место работы, но сотрудничают с «Товариществом».

Новости партнеров