Императорские усадьбы расскажут историю страны
В музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка об истории и архитектуре южных императорских и великокняжеских резиденций «Романовы. Воспоминание о Крыме». На ней побывал наш корреспондент.
Императорские имения, названия которых знает, наверное, каждый — Ореанда, Ливадия, Массандра, — и менее известные, но не менее интересные усадьбы, скрывавшиеся под вывесками ведомственных санаториев — Дюльбер, Харакс, Чаир, Ай-Тодор, Кичкинэ, — и воспоминания их владельцев представлены на фотографиях и гравюрах, а погрузиться в обстановку тех времен помогают исторические документы, мундиры и платья, принадлежавшие Романовым. Материалы собраны из 20 музеев и архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Крыма и частных коллекций.
— Наш новый выставочный проект — о том, каким остался Крым в памяти Романовых, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.— Благодаря современным технологиям посетители услышат шум моря и крики чаек, ощутят легкие пленяющие ароматы кипарисов, магнолий и роз, «прогуляются» по аллеям Ливадийского парка и «полистают» семейные альбомы.
САДЫ И ПАРКИ ЛЕТНИХ РЕЗИДЕНЦИЙ
Летние резиденции августейших особ династии — образцы архитектурных мыслей разных стилей: от ампира и итальянского до неогреческого и мавританского. Однако представители царской фамилии не только проводили теплое время года в Крыму, но и занимались его благоустройством. Строительство дорог, виноделие, проведение водопровода, возведение прекрасных парков и садов, благотворительность, сохранение памятников культурного наследия — все было делом Романовых.
Ольга Барковец, куратор выставки, так рассказывает о зале, посвященном Ливадии:
— Мы подумали, что Ливадия — это мир детства, мир игрушек, мир счастья, и поэтому мы посвятили этот зал детям Николая II, приезжавшим сюда с пеленок. Мы решили, что и наши дети могут поиграть в кораблики, посмотреть игрушки начала века. Здесь представлены и рисунки детей Николая II, все они сделаны здесь, в Ливадии.
Дворец в Ореанде стал подарком императора Николая I супруге Александре Федоровне, урожденной принцессе Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской. То было первое имение Романовых в Крыму, место летнего отдыха среди прекрасной природы. Специально для разведения императорского сада лучшие цветоводы Южного берега Крыма покупали саженцы экзотических растений Кавказа и Европы.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
Участок земли, на котором до середины III века нашей эры находилась римская крепость Харакс, купил сын Николая I Михаил Николаевич Романов. Позже сын Михаила Николаевича — Георгий Михайлович — пригласил главного архитектора Ялты Николая Краснова для возведения дворца.
— Георгий Михайлович, великий нумизмат, создал лучшие каталоги русских монет XVII–XIX веков, передал часть коллекции Русскому музею, — напоминает Ольга Барковец. — Он 22 года был управляющим Русского музея императора Александра III и служил в данной должности безвозмездно. Строительные работы продвигались не без трудностей, одной из которых было отсутствие воды. Хозяин имения арендовал у местных татар источник, к которому был проложен водопровод. В резиденции был разбит сад, где выращивались яблоки и груши. Примечательно, что закупщиками урожая были братья Елисеевы, содержавшие магазины в Москве и Санкт-Петербурге.
ЗДЕСЬ РАЗВИВАЛАСЬ АВИАЦИЯ
Легенда русской военной авиации, знаменитая Кача, расположенная в 23 километрах от Севастополя, связана с великим князем Александром Михайловичем Романовым, внуком Николая I. К началу Первой мировой войны в России было создано 230 боевых машин, хорошая летная школа, оборудованные аэродромы и заводы по производству самолетов. Кроме этого, Александр Михайлович очень серьезно увлекался археологией. На мысе Ай-Тодор под его руководством были начаты раскопки, и большая часть находок передана в Херсонесский музей древностей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ
Дворец Дюльбер, дворцовопарковый ансамбль в мавританском стиле, стал последним пристанищем Романовых в Крыму.
— Жизнь Романовых спас матрос Филипп Львович Задорожный, комиссар Севастопольского совета, служивший некогда в Качинском авиационном отряде и не пожелавший подчиниться Ялтинскому совету и уничтожить императорскую семью, — рассказывает Ольга.
В годы советской власти дворец был превращен в крепость — архитектурные особенности дворца позволяли установить пулеметные гнезда. Штурм Дюльбера ни разу не состоялся. В апреле 1919 года оставшиеся из рода Романовых на британском крейсере «Мальборо» покинули Родину, Россию, Крым —
место, которое они все очень любили.
СПРАВКА
В рамках параллельной программы к выставке музей-заповедник «Царицыно» подготовил цикл лекций. Историки, преподаватели, сотрудники музее в расскажут, чем поразила Таврида Николая I, какой образ жизни вели обитатели крымских дворцов, почему архитектура императорских усадеб в Крыму вызывала неоднозначную реакцию критиков и как это было сопряжено с размышлениями лучших умов того времени о судьбе русской монархии.
ФАКТ
■ 11 залов занимает выставка в Большом дворце, каждый посвящен одной теме
■ Детская площадка в виде парохода и палуба императорской яхты «Штандарт» реконструированы на экспозиции
■ Современный формат — письма, дневниковые записи, фотографии переведены в мультимедиа
КСТАТИ
Первой из династии Романовых Крым посетила императрица Екатерина II. Но первое императорское имение — Нижняя Ореанда — появилось здесь только спустя полвека. В октябре 1825 года Александр I решил построить дом в Ореанде: «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить здесь частным человеком», — говорил он. Но планам не суждено было сбыться. Договор о приобретении Ореанды заключил в 1826 году его младший брат — Николай I.