Императрица убеждала короля привиться

Татьяна Абрамзон, составитель книги «Екатерина Великая и Фридрих Великий: переписка 1744–1781 годов. Откровенно и конфиденциально» на презентации в Царицыне . Фото: Анатолий Цымбалюк

В музее-заповеднике «Царицыно» прошла презентация книги писем, которыми Екатерина II обменивалась с королем Пруссии Фридрихом Великим.

Мероприятие проходило в зале Арзамас Большого дворца и началось с выступления музыканта Александры Обнорской, игравшей на барочной флейте. Инструмент был сделан по чертежам композитора Иоахима Кванца, который обучал Фридриха музыке.

— И Фридрих, и Екатерина оказали значительное влияние на сложение вкусов в своих странах, — объяснила это вступление Александра Герасимова, руководитель научного отдела музея «Царицыно». — Но если Екатерина признавалась, что находит музыку скучной, то Фридрих был бесспорно музыкально одаренным человеком.

Составитель книги, доктор филологических наук Татьяна Абрамзон, тут же отметила, что в письмах Фридрих о своих музыкальных увлечениях не упоминал. А Екатерина в свою очередь не касалась тем, которые сегодня связываются в массовом представлении с ее образом — ни многочисленных романов, ни переписки с Вольтером. Ни — что особенно обидно — Царицына (Черной Грязи), Коломенского и вообще Москвы.

В книгу включено 141 письмо, временной период — с 1744 по 1781 год. Некоторые сюжеты, которые обсуждали монархи, в последние годы стали вновь злободневны. 12 октября 1768-го да Екатерина сделала прививку от оспы, к ужасу Фридриха, который был, как сказали бы сейчас, «вакциноскептиком». Оспопрививание было новаторской английской технологией, еще не популярной (а то и запрещенной) в континентальной Европе.

— Екатерина подробно пишет о том, какой страх питала всю жизнь перед оспой, и о том, что, по ее мнению, в просвещенном веке глупо умирать от этой болезни, — говорит Татьяна Абрамзон. — Эта история, на мой взгляд, очень созвучна нашему времени.

ЦИТАТА

Фридрих II на картине 1870 года. Фото: РИА НОВОСТИ

Фридрих II — Екатерине II

...ваше императорское величество заставили трепетать <…> за опасный опыт, сделанный над своею священною особою. <…> если бы привитие оспы не удалось вам так счастливо, то Россия потеряла бы там бесконечно более того, что может когда-либо приобрести <…>.

Привитие оспы мало опасно для детей, но часто бывает таковым для лиц зрелого возраста. Когда миледи Мэри Монтегю узнала о привитии оспы в Константинополе, то сделала опыт его на сыне и дочери <…>, а не на себе самой...

26 ноября 1768 года

Екатерина II на портрете 1766 года. Фото: РИА НОВОСТИ

 

Екатерина II — Фридриху II

<…> Мне посоветовали привить оспу моему сыну. Но, сказала я, с каким лицом сделаю я это, если не начну с себя самой, и как ввести привитие оспы, если я не подам к тому примера.

<…> Оставаться всю жизнь в действительной опасности со многими миллионами людей или же предпочесть меньшую опасность, продолжающуюся короткое время, и тем спасти много народу. <…> Смею неотступно просить вас не подвергать оспе всех лиц, кто дорог вам, но употреблять предохранительное средство, которым я так довольна.

С.-Петербург, 5 декабря

1768 года

Новости партнеров