Режиссер, народный артист России, писатель Андрей Житинкин: Театр сложно сохранить на пленке

Режиссер Андрей Житинкин нередко делится тайнами своей профессии. Фото: Динара Кафискина

Недавно на полки московских книжных магазинов легла новая книга режиссера Андрея Житинкина — «Приключения режиссера». Корреспондент «ЮГ» встретилась с постановщиком, узнав у него, где он черпает вдохновение для своих историй.

Ваша новая книга, о чем она?

Это мое третье издание. В книгах «99» и «Плейбой московской сцены» я уже сказал многое. В «Приключениях режиссера» решил написать о том, как рождаются спектакли, трудятся актеры, делюсь тайнами своей профессии.

Как говорил знаменитый французский классик Альбер Камю, «Театр — это внутренние приключения». Он вечен, но мне всегда было обидно, что от театра ничего не остается. Записи на пленку теряют атмосферу спектакля, декорации сжигают, афиши желтеют...

Однажды я случайно уронил свою записную книжку на трюмо, а в зеркале обнаружил неожиданную трансформацию. Алфавит начинался не с привычного — от А до Я, а от Я до А. Эта книга своего рода ненормальная записная книжка. Ее можно и даже нужно читать с любого места, с любой буквы и она любопытна не только профессионалам.

Вы работали с огромным количеством выдающихся актеров. Уж точно есть что рассказать...

Да, и делаю я это, ничего не скрывая, пишу откровенно, вспоминаю смешные истории и байки.

Многие читатели наверняка удивятся тому, какие у актеров бывают чудовищные характеры, кто-то поразится — сколько в театре интриг и что творится за кулисами. Публика ведь видит только парадную сторону.

А какой, кстати, сегодня театр и зритель?

Он меня сильно радует. Особенно московский — теплый и родной. Совсем не такой, как в Санкт-Петербурге, где публика холодная. Все театралы знают о том, что гастроли в городе на Неве проходят сложно. На многие вещи зрители вообще никак не реагируют и не хлопают. В Москве же публика не скрывает своей любви к актерам. Благодарит их аплодисментами, дарит не только цветы с записками и стихами, а еще и дорогие напитки, книги, ювелирные украшения... Помню, как Александр Домогаров получил от поклонницы швейцарские часы.

Поколение молодых актеров сильно отличается оттого, что было раньше?

У многих сейчас в глазах можно увидеть зеленый блеск. Они, как калькуляторы, считают гонорары и думают о том, как успет сняться в нескольких сериалах. Особенно этим увлечены медийные актеры. Понятно, что хочется купить машину, квартиру и дачу, и зачем тратить время на репетиции в театре... Но есть и такие мастера, которые, с одной стороны, медийные, а с другой — настоящие трудоголики. Например, Анастасия Заворотнюк. Я ей говорил — так нельзя. Но она была счастлива, что стала востребованной. Редко когда театральный актер начинает много сниматься. Настя никогда не думала о здоровье, и случилась беда.

Говоря о гонорарах, у звезд старшего поколения деньги наверняка не стояли во главе угла?

Никогда. Более того, если роль нравилась, актеры падали на колени перед режиссером и уверяли, что готовы работать бесплатно и круглосуточно. Такого сегодня у молодежи нет, и они не мечтают ни о каких ролях. Когда им задают подобный вопрос, называют набор из классики. Но это неправда. Мысли только о съемках.

Выходит, на первом месте сейчас кино?

Получается так. Но ведь все окончили театральные вузы, театр дал профессию, их кормит, но сцена оказалась за бортом. Раньше актеры не делили театральное искусство и кинематограф.

Наверняка были и такие случаи, когда кто-то по каким-то причинам просто не мог служить театру?

Да. Потому что это совершенно иной уровень и другие физические и эмоциональные затраты. С ними не могли справиться даже великие мастера. Например, такие как Алексей Баталов. Причем сыграть на сцене он хотел, и мы с ним роли обсуждали и уже почти ударили по рукам, как вдруг Баталов признался, что боится.

А, например, выдающийся режиссер Владимир Меньшов смог. У него образование мхатовское, но он никогда в театре не играл, мне же удалось его уговорить. В 80 лет Меньшов, в свое время получивший премию «Оскар» за фильм «Москва слезам не верит», выступил в роли Казановы, и ему понравилось

А зрителю?

У них было потрясение. Никто не ожидал, что Владимир Меньшов еще и классный драматический актер.

Насколько я знаю, однажды вы провели свой творческий вечер в парке «Коломенское». В воспоминания окунетесь?

С удовольствием! Когда родилась идея организовывать Ночи театров, я сказал, а почему это делать только в центре, давайте выступим там, где есть и архитектура, и природа. В итоге действо состоялось в «Коломенском», в парке. Сцены там не было, мы соорудили площадку, поставили для зрителей стулья. Все прошло отлично. А ведь это совсем непросто — удержать внимание проходящих мимо людей.

Я и сам обожаю гулять по этому парку. В столице есть сверкающий деловой центр «Москва-Сити», но как же здорово, что имеется и такое место, куда можно нырнуть и увидеть красивые белые храмы да еще и сохранившуюся рядом природу. Плюс там проводятся различные мероприятия. В общем, все дышит и живет.

ДОСЬЕ 

Андрей Житинкин родился 18 ноября 1960 года во Владимире. В 1982 году окончил актерский, а в 1988-м режиссерский факультет Высшего театрального училища им. Б. Щукина. Работал в театре «Современник», Театре им. М. Ермоловой, Театре им. Моссовета, Театре на Малой Бронной, Театре сатиры и других.

Новости партнеров