Актер театра и кино Артем Волобуев: Актеру нужно иметь железную психику

15 мая 2022 года. Актер Артем Волобуев после показа спектакля по пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас (Новое звучание)». Фото: Динара Кафискина

Недавно на Основной сцене Московского художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Контрабас» (Новое звучание)» — новая версия постановки по монопьесе Патрика Зюскинда. Корреспондент «ЮГ» пообщалась с исполнителем главной роли — одним из ведущих актеров МХТ Артемом Волобуевым.

Артем, какая у вас была реакция, когда художественный руководитель МХТ Константин Хабенский передал вам эту роль? Ведь он с огромным успехом играл ее на протяжении восьми лет.

Поначалу я растерялся и разнервничался, потому что спектакль для МХТ знаковый, как и само произведение. В Москве эту роль покоряли такие мастера, как Константин Райкин, потом Константин Хабенский. Сказали они достаточно много. Привнести что-то новое я считал трудной задачей. Поэтому раздумывал очень долго — получил предложение в мае, а руки с Константином Юрьевичем мы пожали только в октябре.

Понимали наверняка, что неизбежны сравнения?

Конечно. Ладно бы если этот спектакль достали откуда-то из закромов, а Хабенский ведь объехал с ним всю Россию, и зрителям МХТ он был отлично знаком. В общем, все казалось авантюрным и бесшабашным. Но наш художественный руководитель пообещал мне во всем помогать, сказал, что не бросит, и я решил попробовать. Подумал: провал так провал. Мало кому дается такая возможность, глупо было ею не воспользоваться.

На мой взгляд, Константин Хабенский — человек очень позитивный или все же может во время творческого процесса повысить голос?

Нет. Вы дали ему абсолютно правильное определение. Еще он надежный, требовательный и не умеет работать на 50 процентов. Тому, с какой радостью и энтузиазмом себя отдает и тратит, можно поучиться. А на премьере даже сам поднимал контрабас в футляре, перебрасывал его через сцену и надорвал спину. Я ему сказал тогда, что так нельзя, что он не робот.

Насколько комфортно ощущаете себя сейчас в новой роли? Как рыба в воде или еще нет?

Я сыграл всего четыре спектакля, идет работа. Пока нет легкости. Все говорят, что она появится, когда выйду на сцену с контрабасом раз десять.

Что дается сложнее всего?

Играть на инструменте. Выучить текст не проблема, расставить смыслы — трудно, но интересно. А с контрабасом история такая — пять, шесть, семь нот сыграешь, а восьмая куда-нибудь обязательно слетает. В театре я часами как сумасшедший учился играть на контрабасе. Мне даже говорили, что я уже всех достал.

А на сегодняшний день какую оценку за игру на этом инструменте вы бы сами себе поставили?

Твердую четверку. Хотя, когда моя супруга, а она окончила консерваторию, приходила на премьеру вместе с друзьями-музыкантами, ребята подумали, что играет фонограмма. В общем, меня похвалили.

Роль в целом близка вам по духу?

Тема сумасшествия очень интересная. Любопытно выдать свою версию. Почему многие говорят про Гамлета? Потому что есть огромный диапазон возможностей. Но моему характеру этот персонаж не близок.

Вы один из ведущих артистов МХТ. Должно быть, дефицитом ролей не страдаете?

Скорее, страдаю переизбытком. Зимой пережил адский период — играл по 24 спектакля в месяц. Не хватало времени на то, чтобы поучаствовать в каких-то съемках, поделать еще что-нибудь.

Как восстанавливаете силы и откуда берете эмоции?

Сам не знаю. Буквально на днях разговаривали с моим коллегой Артемом Быстровым о том, что в театральных вузах учат, как правильно войти в нужное состояние и роль, накачать себя, быть готовым к выходу на сцену, раскочегарить внутренности, но никто не обучает тому, как из этого состояния выйти. Ты весь на адреналине едешь домой, что-то делаешь, а сам еще доживаешь ту жизнь, которая была на сцене во время спектакля.

Наверное, надо иметь железную психику...

Я бы сказал, дубовую. Но спасает то, что я умею быстро переключиться. В целом с таким количеством спектаклей можно сойти с ума. Хотя для любого артиста из Театра юного зрителя 24 выхода на сцену в месяц — это смешно. Они порой играют и по три спектакля в день: утром — два детских и вечером — взрослый. И справляются. Мне есть к чему стремиться.

А как и на что вы обычно переключаетесь?

По-разному. Например, очень люблю кино. Не проходит и дня, чтобы я не посмотрел какой-нибудь фильм или сериал. Пытаюсь включиться в другую историю — из переживаний в сопереживания, из того, что происходит внутри меня, к тому, что творится у других людей. Когда окунаешься в чужие истории, становится полегче.

И конечно, помогает семья — жена и дочь. Прихожу домой, и через полчаса Артем Волобуев уже не артист, а лошадка, на которой скачет дочка.

И еще очень нравится вместе с моими девочками гулять в парке «Коломенское». Там какая-то особенная атмосфера и радуют глаз яблони. Сейчас как раз наступает пора, когда можно ими насладиться.

ДОСЬЕ

Артем Волобуев родился 17 ноября 1980 года в Ессентуках, вырос в Волгограде. В 2005 году окончил театральный факультет Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, в 2010 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ. С 2010 года и по сей день — актер МХТ им. А. П. Чехова.

Новости партнеров