Оружие тружеников пера и чернил

Оружие тружеников пера и чернил. Фото: Сергей Шахиджанян

На днях минуло 22 июня — трагическая дата, которая навсегда останется в нашей истории. Не забыты подвиги солдат, вставших на защиту Родины. В рубрике «История в деталях» «ЮГ» рассказывает о том, на какие фотокамеры были засняты герои войны — солдаты РККА. А поделился знаниями ветеран фотохроники ТАСС, друживший со многими военными фотографами, житель Южного округа Борис Кавашкин (на фото).

На фото ветеран фотохроники ТАСС, друживший со многими военными фотографами, житель Южного округа Борис Кавашкин

 — В годы войны использовались в основном две отечественные модели — пластиночный «Фотокор-1» и пленочный «ФЭД». Лишь фотографы центральной прессы были оснащены Leica. Многие даже конструировали камеры сами! — вспоминает Борис Евгеньевич. — Фотоаппаратов модели «Фотокор» до войны успели выпустить от одного до полутора миллионов, а фото камер «ФЭД» — порядка 160 тысяч. По его словам, снимать этими камерами было сложно — особенно «Фотокором».

— «Фотокор» был самой массовой фотокамерой в СССР до войны. Съемка на него — настоящее испытание. Сперва надо было выбрать сюжет. Если это люди — то выстроить их в нужном порядке. Затем, установив камеру на штатив, открыть затвор и навести резкость. После была настоящим этого закрыть затвор и установить на камере испытанием нужную выдержку с диафрагмой. Далее в камеру устанавливалась кассета со стеклянной фотопластинкой, из которой извлекалась металлическая заслонка — шибер, — и, наконец, фотограф делал снимок! Оперативность, как вы понимаете, у этого аппарата никакая, — рассказывает Борис Кавашкин.

Снимок Никифора Ридлевского (слева) с дочерьми Ольгой (в центре) и Зиной на партизанском параде в Витебске, сделанный военкором Александром Станововым на камеру «ФЭД» в 1944 году. Фото: АЛЕКСАНДР СТАНОВОВ

 А вот уже «ФЭД» был немного упрощенной копией немецкого фотоаппарата Leica, но значительно дешевле. Интересна и история производства этой модели, ведь «ФЭД» делали в Трудовой коммуне бывшие беспризорники, перевоспитанием которых занимался советский педагог Антон Макаренко.

— «ФЭД» позволял делать до 40 кадров за смену пленки и давал больше мобильности по сравнению с «Фотокором», — вспоминает Борис Евгеньевич. — Из тех снимков можно сразу вспомнить фото партизана Никифора Терентьевича Ридлевского с дочерьми Ольгой и Зинаидой военкора Александра Становова. Качество изображения у «ФЭД» было хуже, чем у «Фотокора», но возможность снимать без штатива, прямо «с ходу», делала «ФЭД» желанной для всех. Впрочем, недостатков у нее тоже хватало.

 Например, небольшой видоискатель «ФЭД» не давал фотографу полного представления о снимке. Навестись на резкость с помощью встроенного дальномера было очень сложно, к тому же нельзя было использовать мощные телеобъективы. Поэтому почти все фотографии времен войны — это только средний план.

 — У фотографов Великой Отечественной было множество сложностей. Снимать они могли только при определенных условиях. Еще были требования военной цензуры для сохранения военной тайны. Но даже в таких условиях у советских фоторепортеров получалось делать такие снимки, которые мотивировали на главное — Победу. — заключил Борис Кавашкин.

ОТМЕТИМ: 

 Съемка фотоаппаратом модели «Фотокор-1» была настоящим испытанием на усидчивость.

«Фотокор-1» разработан Ленинградским Государственным оптико-механическим заводом в начале 1930-х годов. Производился вплоть до 1941 года.

 «ФЭД». Выпускался Харьковским производственным машиностроительным объединением с 1934 по 1955 годы.

 Leica. Разработана в 1913 году инженером-оптиком Оскаром Барнаком и поступила в продажу в 1925 году. Выпускается в различных вариантах и сегодня.

Новости партнеров