Оружие тружеников пера и чернил
На днях минуло 22 июня — трагическая дата, которая навсегда останется в нашей истории. Не забыты подвиги солдат, вставших на защиту Родины. В рубрике «История в деталях» «ЮГ» рассказывает о том, на какие фотокамеры были засняты герои войны — солдаты РККА. А поделился знаниями ветеран фотохроники ТАСС, друживший со многими военными фотографами, житель Южного округа Борис Кавашкин (на фото).
— В годы войны использовались в основном две отечественные модели — пластиночный «Фотокор-1» и пленочный «ФЭД». Лишь фотографы центральной прессы были оснащены Leica. Многие даже конструировали камеры сами! — вспоминает Борис Евгеньевич. — Фотоаппаратов модели «Фотокор» до войны успели выпустить от одного до полутора миллионов, а фото камер «ФЭД» — порядка 160 тысяч. По его словам, снимать этими камерами было сложно — особенно «Фотокором».
— «Фотокор» был самой массовой фотокамерой в СССР до войны. Съемка на него — настоящее испытание. Сперва надо было выбрать сюжет. Если это люди — то выстроить их в нужном порядке. Затем, установив камеру на штатив, открыть затвор и навести резкость. После была настоящим этого закрыть затвор и установить на камере испытанием нужную выдержку с диафрагмой. Далее в камеру устанавливалась кассета со стеклянной фотопластинкой, из которой извлекалась металлическая заслонка — шибер, — и, наконец, фотограф делал снимок! Оперативность, как вы понимаете, у этого аппарата никакая, — рассказывает Борис Кавашкин.
А вот уже «ФЭД» был немного упрощенной копией немецкого фотоаппарата Leica, но значительно дешевле. Интересна и история производства этой модели, ведь «ФЭД» делали в Трудовой коммуне бывшие беспризорники, перевоспитанием которых занимался советский педагог Антон Макаренко.
— «ФЭД» позволял делать до 40 кадров за смену пленки и давал больше мобильности по сравнению с «Фотокором», — вспоминает Борис Евгеньевич. — Из тех снимков можно сразу вспомнить фото партизана Никифора Терентьевича Ридлевского с дочерьми Ольгой и Зинаидой военкора Александра Становова. Качество изображения у «ФЭД» было хуже, чем у «Фотокора», но возможность снимать без штатива, прямо «с ходу», делала «ФЭД» желанной для всех. Впрочем, недостатков у нее тоже хватало.
Например, небольшой видоискатель «ФЭД» не давал фотографу полного представления о снимке. Навестись на резкость с помощью встроенного дальномера было очень сложно, к тому же нельзя было использовать мощные телеобъективы. Поэтому почти все фотографии времен войны — это только средний план.
— У фотографов Великой Отечественной было множество сложностей. Снимать они могли только при определенных условиях. Еще были требования военной цензуры для сохранения военной тайны. Но даже в таких условиях у советских фоторепортеров получалось делать такие снимки, которые мотивировали на главное — Победу. — заключил Борис Кавашкин.
ОТМЕТИМ:
Съемка фотоаппаратом модели «Фотокор-1» была настоящим испытанием на усидчивость.
«Фотокор-1» разработан Ленинградским Государственным оптико-механическим заводом в начале 1930-х годов. Производился вплоть до 1941 года.
«ФЭД». Выпускался Харьковским производственным машиностроительным объединением с 1934 по 1955 годы.
Leica. Разработана в 1913 году инженером-оптиком Оскаром Барнаком и поступила в продажу в 1925 году. Выпускается в различных вариантах и сегодня.