Почти забытое умение мгновенно раздобыть редкий реквизит

12 сентября 2022 года. В грузовике Антона Капитонова можно найти что угодно — от советского велосипеда до автомобильных номерных знаков из разных стран и исторических периодов. Фото: Сергей Шахиджанян

Житель Южного округа Антон Капитонов всегда мечтал связать свою жизнь с кино, и теперь его фамилия гордо красуется в титрах как отечественного полнометражного кино («Вторжение», «Лед 2», «Человек из Подольска», «Первый «Оскар»), так и сериалов («БИХЭППИ», «Родители», Воронины», «Исправление и наказание»). И хотя он ни разу не появляется в кадре, без художника-реквизитора, которым и работает Антон, ни один из этих проектов попросту бы не состоялся.

— Я давно мечтал поработать в кино, — поделился молодой реквизитор Антон Капитонов с «ЮГ». — Так уж сложилось, что я много занимался походами, работал вожатым и очень любил что-то делать руками. Но чтобы быть спокойным и радовать родителей, получил техническое образование — техника по космической связи. Но по профессии я поработал совсем немного. Одному из своих друзей я рассказал, что мечтал бы поработать в кино. Причем все равно кем — грузчиком, уборщиком, лишь бы поприсутствовать на кинопроцессе. Рассказал — и забыл об этом разговоре. И как-то летом раздается звонок: меня зовут Евгений Гигиадзе, вам завтра в шесть утра надо быть в спорткомплексе «Олимпийский». Вот так сразу. Я тут же дал согласие, отменил свои дела и приехал за час — так волновался. Так я познакомился с замечательным Евгением Гигиадзе. Когда я увидел молодого человека с бородкой, в очках, удивительно похожего на Троцкого, я спросил, как его отчество. Гигиадзе рассмеялся и сказал, чтобы я навсегда забыл про отчества и звал его просто Женя. И понеслось.

Евгений сразу же ввел меня в курс дела — он был главным по реквизиту на фильме «Вторжение» Федора Бондарчука. Вот так, безо всякой подготовки я оказался на крупном кинопроекте. И с первых же секунд мне стало безумно интересно. Конечно, я делал все — и принеси, и отнеси, и покрась, и просверли, и достань, и договорись. Очень пригодились мне мои умения походной жизни — моментально подстраиваться под изменяющуюся обстановку. В кино «концепция» иногда меняется за считаные минуты. Бывало так, что подготовишь площадку, но приходит режиссер и за час до команды «Мотор!» приходится все переделывать. Причем быстро! — вспоминает Антон Капитонов. По его словам, одним из самых сложных проектов, над которыми ему довелось трудиться, стала работа на фильме «Петровы в гриппе».

— Мне была поставлена задача найти вещи 1979 года. Я стал много читать, смотреть фильмы, искать людей, у которых могли бы быть нужные для съемок вещи. В итоге стал обрастать самыми разными, знакомствами, связями и узнавать много интересного. Но если с недавним советским бытом все было просто — и машины найти еще можно, и одежду на блошиных рынках, но когда следующим стал проект про композитора Чайковского — а это уже XIX век, тут кругозор расширился еще больше. Чтобы найти нужный реквизит, пришлось ездить в самые разные места, но в результате все было найдено — оказалось, в России немало обладателей редких вещей, но «рыть» приходилось очень много.

Корреспонденту «ЮГ» удалось понаблюдать за работой Антона на съемочной площадке сериала «Фишер», который посвящен работе советской милиции. Съемки проходили в одном из самых известных домов — на улице Серафимовича, 2, который еще называют Домом на набережной. Отдать «на растерзание» свою квартиру согласилась московская художница Марина Сафонова — в квартире ее отца все сохранилось в первозданном виде, без дешевого «евроремонта», и Антону не пришлось много изменять — разве что убрать свежие книги. По сюжету действие происходит в 1986 году, где некий фотограф делает «веселые» фотографии и его ловит доблестная милиция. Антон нашел фотокамеру, оборудование для студии, заменил пару бра, расставил посуду середины 80-х — получилось довольно аутентично. Но реквизита набралось на два грузовика — причем что-то, как обычно, не подошло, но это, как объяснил Антон, обычное дело. Квартира тщательно обставлялась, чтобы через пять минут после съемок можно было все разобрать и развезти вещи обратно владельцам или на склад.

— Я люблю свою работу. Но меня очень удивило, когда на вопрос одной девушки, где я работаю, ответил — в кино, — она переспросила — билетером, что ли? Люди отвыкли, что у нас снимаются фильмы, кинопроизводство вовсю идет. Да, у меня бывают смены по 14–20 часов, иногда я валюсь с ног от усталости, не высыпаюсь — зато потом, когда вижу на экране свои интерьеры, то чувствую удовлетворение. Участие в кинопроцессе позволяет мне наблюдать за режиссерами, за артистами — а вдруг я тоже стану режиссером? Да, это пока не про деньги — но мне хватает, а главное — интерес! — добавил Антон Капитонов.

В его грузовике, где оборудованы полки, чего только нет — и старые чемоданы, и платки, и стопки прессы разных годов, и старые магнитофоны, есть даже два телевизора — они путешествуют из фильма в фильм. Ведь никогда не знаешь, что может пригодиться для нового фильма.

Новости партнеров