Мультипликатор и художник Аскер Мамедов: Заграница всегда навевала тоску

Живописец Аскер Мамедов в мастерской демонстрирует альбом со своими старыми работами. Фото: Андрей Объедков

Житель Южного округа на протяжении долгого времени — известный художник и режиссер анимационных и документальных фильмов Аскер Мамедов по сей день продолжает трудиться над новыми работами. Корреспондент «ЮГ» встретился с живописцем и расспросил его о жизненном пути.

Во время учебы во ВГИКе вы встречались со многими знаменитостями. С кем конкретно у вас пересекались пути?

Во время учебы мне довелось встретиться с Александром Панкратовым-Черным, Владимиром Грамматиковым. Я видел Бондарчука, дружил с Борисом Бабочкиным, который играл Чапаева. С последним подружился случайно: на большой перемене в столовой. Взял обед и стал искать место. Вижу, что Бабочкин сидит за столом один, а все стесняются к нему подсесть. Я крутился вокруг, а он: «Садитесь». И начинает расспрашивать, откуда я, чем увлекаюсь. И дал мне свой телефон, говорит: «Позвони, приглашу тебя в театр». Я потом еще ходил на его лекции. Тогда 2 практиковалось, что студенты других курсов могли приходить к тем преподавателям, которые нравились. Еще ходил по его приглашению в Малый театр, где он играл, видел все постановки. Бабочкин относился ко мне по-отцовски.

Вы родом из Карабаха. А где вы жили, пока учились в Москве?

Короткое время провел в общежитии ВГИКа, в комнате 420 Однажды утром заправляю постель и думаю: какие великие люди лежали на ней? А через несколько дней заходит в комнату мужчина в кепочке, достает бутылку водки и спрашивает: «Есть А самое любимое стаканы? Давай быстрее!» Я отвечаю: «Я не пью!» А мужчина: «Давай!» Мы выпили. Оказалось, ко мне пришел Шукшин. Вот так, просто потому, что жил в этой комнате. А у меня на полке стояла его книга. И я попросил оставить автограф. Вот такая встреча с Шукшиным у меня была единственной. Мы говорили о Хемингуэе, Сервантесе. Шукшин рассказывал про свою алтайскую жизнь. В общежитии ВГИКа я в итоге прожил месяца полтора. Заграница всегда Потом съехал, так как заниматься было невозможно из-за шума. Поселился вместе с братом около станции метро «Варшавская».

А что вас привело во ВГИК, ведь до этого вы окончили художественное училище?

Я попал в институт случайно. После художественного училища в Баку у меня был заказ на картину «26 бакинских комиссаров», заказ дало Министерство путей сообщения. Заплатили 2500 рублей — в то время очень большие деньги. И я совершил путешествие по стране, ездил в Ленинград, Москву, Ригу, Таллин. Везде смотрел академии художеств. И везде в этих учебных заведениях было одно и то же. Напри- мер, в училище дают писать обнаженную фигуру. И то же самое — в академии. И я подумал: зачем я еще шесть лет буду посвящать этому? Мне хотелось движения. Я не знал, что делать.

Работы «Золотая осень»

Отслужив, я приехал в Москву, к армейскому другу. Мы с ним встретились, говорю, что мне не нравится в художественном, не хочу поступать туда и не знаю, что делать дальше. А он предложил сходить во ВГИК, где будут показывать хороший фильм. Я не представлял, что такое ВГИК. Просто кивнул головой. Там мы посмотрели фильм, товарищ говорит: «Хочешь, походи тут, посмотри вокруг, а вечером заберу тебя». Я пообедал в столовой, пошел в учебную часть, узнал о поступлении. А на следующий год поступил.

А как складывалась ваша судьба после окончания?

Попал по распределению на «Азербайджанфильм». Снял там 15 мультипликационных фильмов. Последний — в конце 1980-х. А когда Советский Союз распался, то с финансированием стало плохо. И в это же время я решил оставить студию. Вновь стал писать картины. Мне стали поступать заказы из Турции, Германии. Получился плавный переход из кинематографа в живопись. И решил переехать в Москву.

«Солнечная невеста»

Трудно было обустраиваться?

Совершенно нет. Для меня слово «приехал» отсутствует. Я вернулся домой. В моем мозгу перестройки не было. Для меня столицей была Москва. Когда я учился в первом классе, была книга-алфавит с рисунком Московского Кремля. И если кто из моих родственников был в Москве, я просил, чтобы рассказали о ней. И после таких рассказов усиливалось желание попасть в Москву.

Обидно было, когда у вас сгорел а мастерская в Измайлове?

Конечно, обидно. Не осталось даже фото. А я готовил персональную выставку. Долго приходил в себя… Меня пригласили в Киев, потом на Донбасс. Там я сделал несколько картин, портретов. Мне даже там предлагали квартиру, мастерскую большую — 100 квадратных метров. Но я всегда слушал свой внутренний голос. Без Москвы я не мог. Здесь возникает гармония души. А за границей — тоска. В 2017 году была персональная выставка в Баку, а в 2018-м присвоили звание заслуженного художника Азербайджана.

Вы жили в Южном округе, какие места близки?

Я всегда любил бывать в парке «Коломенское», ходил туда с друзьями. Во время учебы во ВГИКе сделал много графических работ. Это райский уголок. И эти работы сохранились!

ДОСЬЕ

Аскер Мамедов родился 8 ноября 1945 года в Нагорном Карабахе, в селе Марзели. Заслуженный художник России и Азербайджана. Член Союза художников России, почетный член Российской академии художеств, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, член Академии художеств и искусств Парижа.

Новости партнеров