Первые суда запустят будущим летом

15 октября 2022 года. Руководитель строительства Эдуард Смирнов на фоне вокзала. Фото: Анатолий Цымбалюк

Реконструкция Южного речного вокзала завершена на 70 процентов. Об этом сообщил заммэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

На фото заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов

— Этот вокзал — объект с огромной историей, — отметил он. — Профиль здания менялся многие годы от настоящего своего значения в качестве городского транспортного объекта до рынка и даже магазина детских игрушек.

На протяжении нескольких десятилетий Южный речной вокзал вообще был закрыт. И только в 2021 году мэр Москвы принял решение о его восстановлении, чтобы к причалу вновь начали швартоваться речные суда. — Задача, которая перед нами поставлена, — вернуть объекту изначальный архитектурный облик. Мы постарались сделать все, чтобы работы были выполнены качественно и объект вновь начал выполнять свою транспортную функцию с учетом сегодняшних нужд пассажиров, — добавил Максим Ликсутов.

Южный речной вокзал преобразится как внутри, так и снаружи. В здании будут созданы

Вид на смотровую площадку вокзала. Фото: Анатолий Цымбалюк

современные условия для пассажиров, в том числе электронные сервисы покупки билетов, кафе, вендинговые аппараты. Появится смотровая площадка с видом на Москву-реку.

— Мы рассчитываем, что новое здание откроется уже к лету следующего года, — отметил заммэра. — Будет проведено благоустройство, полностью поменяем инфраструктуру причалов, а в будущем с Южного речного вокзала также будут отправлять электрические суда.

СЕРЬЕЗНАЯ РАБОТА

Основные работы на вокзале планируется закончить до конца этого года. В департаменте уточнили, что уже на 95 процентов завершена отделка фасада и кровли.

Фрагмент вывески «Москва» на вокзале. Фото: Анатолий Цымбалюк

— Ведется внутренняя отделка, устанавливаем вентиляцию и проводим электричество, — рассказали в ведомстве. Кроме того, на фасаде здания уже установлен циферблат часов и выложено слово «Москва», по которому вокзал можно будет узнать издалека.

— Готовимся вернуть на здание другие исторические элементы — шпиль и пять скульптур, которые символизируют пять морей: Черное, Белое, Балтийское, Азовское и Каспийское, — добавили в Департаменте транспорта.

Скульптуры, которые ранее украшали вокзал, сейчас на реставрации. Оригинальные фигуры были сделаны из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом около 3,5 тонны каждая. И, конечно, со временем часть фрагментов скульптур была утрачена из-за дождя и ветра.

— Во время реставрации скульптуры сделают легче, чтобы их было проще монтировать на фасад. При этом мастера стремятся полностью создать их оригинальную форму, — поделились в ведомстве.

Преобразится и территория вокруг Южного речного вокзала.

— Разработаем новые маршруты и сделаем пешеходный переход к «Острову Мечты», — рассказали в департаменте. — Вокруг вокзала появятся парковки для автомобилей, электросамокатов и велосипедов.

ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ

1980-е годы. Речной вокзал расположен на дебаркадере, стоящем на правом берегу реки. Фото: Главное Архивное Управление города Москвы

Стоит отметить, что построено первое здание Южного речного вокзала было почти 100 лет назад — в 1930-е годы. Изначально он находился в Кожуховской гавани — здесь тогда заканчивалась городская территория. Рядом проходила железнодорожная ветка, с поезда можно было пересесть на речной транспорт и отправиться через Коломну на юг страны. Из Москвы-реки пароходы попадали в Оку, Каму и Волгу.

Правда, здание у вокзала тогда было деревянное. Построили его по проекту архитектора Романа (Рувима) Хигера.

— Автор реализовал в этом здании интересную идею — в оформлении использовали глубокий ультрамарин для имитации южной ночи. В иссиня-черный цвет выкрасили купол здания. Внутри была гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка, а над центральным кассовым залом простиралась южная ночь, — рассказал москвовед, историк Филипп Смирнов.

Пик популярности вокзала пришелся на 1930–1950-е годы. Ажиотаж был настолько сильный, что у вокзала выстраивались очереди из желающих прокатиться на корабле.

Переехал из деревянного здания Южный речной вокзал только в 1972 году. Реку продолжали углублять, и временная постройка на насыпи уже не могла принимать пассажирские суда. Деревянное здание разобрали, а вокзал расположили на дебаркадере, стоящем на правом берегу реки.

В 1985 году на противоположном берегу Нагатинской поймы построили двухэтажное здание в стиле советского модернизма с широкими окнами, башней и шпилем. Тогда и появился у вокзала постоянный адрес. Правда, за этим последовали тяжелые времена для этого исторического объекта. Наступили 1990-е, спрос на поездки упал, начался кризис отрасли.

— Площади вокзала сначала сдавали в аренду, а потом вокруг появилось рыночное пространство, — рассказал Филипп Смирнов.

По своему прямому назначению Южный речной вокзал не работал с тех самых пор. Новую жизнь в него решили вдохнуть лишь в прошлом году. Теперь все москвичи с нетерпением ждут завершения этой масштабной реконструкции и открытия.

КСТАТИ

Отправиться в круиз с Южного речного вокзала можно было уже этим летом — по городам Центральной России, например, в Казань или Нижний Новгород, и по югу страны. Расписание и маршруты судов пока находятся на стадии формирования.

Новости партнеров