Член Союза художников России Наталья Баженова: Создаю картины-импровизации

28 сентября 2022 года. Наталья Баженова на открытии выставки в ТЦСО «Мещанский». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В начале сентября художница Наталья Баженова открыла две персональные выставки. Корреспондент «ЮГ» встретился с живописцем и попробовал узнать секреты художественного творчества.

Наталья, как вы пришли к живописи?

Первую картину маслом я нарисовала более 50 лет назад, в 1971 году, когда пошла заниматься в художественную студию. Вообще, сначала мне хотелось стать литератором, я писала в химкинскую газету, была юным корреспондентом от школы. А когда послали на курсы повышения квалификации, поняла, что хочу писать картины. Да и родители мечтали, чтобы я получила академическое образование, отдали в музыкальную школу по классу пианино. Я ее окончила в 1967 году и с тех пор к инструменту почти не прикасалась.

Чем вы в итоге занялись после окончания школы?

Я поступила на художественно-графический факультет педагогического института. У нас был первый профессор по дизайну. Очень сильная кафедра по истории искусства. А еще наш курс был знаменит тем, что у нас была экспериментальная группа из десяти человек. И в итоге с курса вышли несколько интересных художников-авангардистов. В 70-е годы жизнь была насыщенная, мы экспериментировали. А когда окончили институт, то стали выбирать.

Картина художницы «Ночное происшествие». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Институт как-то повлиял в итоге на ваш карьерный выбор?

Я в 1974 году пришла преподавать в ту самую студию, где занималась сама, и тоже стала со своими учениками экспериментировать: учила писать широким мазком, прививала, чтобы у ребят была внутренняя музыка, чтобы на картину можно было положить стихи, песни. Итог ведь должен удовлетворять всем критериям ощущений, должен царапать душу.

Также я вступила в Союз художников. От союза мы много ездили в различные творческие командировки. Но потом появилась нужда в деньгах, поэтому ушла из студии, работала на Арбате, писала картины маслом. Я была одной из немногих там, кто использовал эту технику, поэтому ко мне выстраивалась очередь. Рекорд был — 17 портретов за день. В итоге в 1993 году решила открыть галерею.

Что вас на это сподвигло?

Я общалась со многими товарищами и поняла, что многих в этом бизнесе часто обманывают. Галереи скупали картины талантливых художников при жизни и потом, после их смерти, продавали дороже. Но я всегда считала: такого отношения быть не должно.

Работа галериста чему-нибудь вас научила?

Я поняла, что многое зависит от названия работы. Например, были покупатели, которые приехали купить понравившуюся им картину. Там были мечеть и солнце. Но когда они увидели название «Закат», то отказались. Я тут же взяла кисть, замазала название и написала «Рассвет», да не обидится на меня автор. И картину купили.

Вы постоянно готовите все новые проекты. Могли бы рассказать об одном из них?

Картина художницы «Стремление». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Два с половиной года назад сделала проект — на мои картины поэты делали импровизации. Одна скрипачка тоже делала импровизацию — музыкальную, а Елена Журавская, исполнительница романсов, экспериментировала голосом. После ухода из студии вы все еще даете частные уроки.

Как вы считаете: художнику нужны академические знания?

Если человек начинает с нуля и хочет быть художником, хочет делать фигуративные композиции, то нужны. Технику мазка легко дать, сложнее дать композицию. Хуже нет, когда художник пишет как курица лапой. И я уже многие годы занимаюсь с новичками. Если берусь, то через месяц мой ученик может сделать мини-выставку из 20 картин.

Что вас связывает с Южным округом?

Парк «Царицыно» и район — родные мои места, где жили мои предки Баженовы. Эти места очень люблю.

ДОСЬЕ

Наталья Баженова родилась 29 января 1954 года в городе Химки Московской области. В 1977 году окончила художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина. Работала преподавателем. Член Союза художников России и Международного Художественного фонда. Дважды лауреат «Золотой кисти». Президент Центра творчества «Аквариус».

Новости партнеров