Игорь Яцко: После первых аплодисментов полюбил сцену

23 июня 2021 года. Режиссер Игорь Яцко не боится экспериментировать и искать новые подходы к спектаклям. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Недавно художественный руководитель режиссерско-актерской лаборатории театра «Школа драматического искусства» Игорь Яцко принимал вступительные экзамены в Академию кинематографического и театрального искусства. Корреспондент «ЮГ» побеседовал с актером о молодых талантах.

Вы преподаете в ГИТИСе, как успеваете совмещать?

Преподаю не только в ГИТИСе, но и в Московском городском педагогическом университете, в Киноакадемии Н. С. Михалкова, даю мастер-классы...Успеваю, так как вовремя переключаюсь с одной деятельности на другую.

А что вас сподвигло стать актером?

Увлекаться театром начал еще в школе. Учительница по литературе Нина Петровна Аркадакская в 9-м классе организовала эстетический кружок, куда записались одни девочки. Когда они решили заняться постановкой спектаклей, понадобились мальчики, и нас тоже пригласили. Когда настало время представления, я испытал исключительное чувство вдохновения, владения вниманием зала. Школьная сцена создает исключительные ситуации, чтобы почувствовать себя на волне успеха. После этого первого опыта последовали довольно удачные участия в конкурсах чтецов… И в конце концов я решил стать актером. Хотя с 7–8-го класса мечтал быть писателем фантастом. Как-то летом вовремя каникул мы с моим другом Владимиром Диденко взялись за сочинение фантастического романа «Крах поработителя галактики»... И начали обдумывать, чем будем заниматься после школы. Мы хотели сначала получить высшее техническое образование, чтобы быть подкованными в области наук, потом предполагали поступить в Литературный институт, чтобы правильно оформлять рукописи. Литературная деятельность представлялась нам наикратчайшей дорогой к славе. Сначала мы писали роман, но поняли — это долго. Взялись за повесть. Потом дошли до рассказа.

Писали фрагментами, дополняли друг друга. Так как мой товарищ был больше продвинут в технике, он описывал научно-фантастические моменты, а я сочинял лирические куски: какое же произведение без любовной составляющей? Моя тетя распечатывала рукописи на печатной машинке, после чего мы отправляли наши произведения в разные издания. Никогда не признавались, что мы дети.

Поэтому редакторы относились к нам как к взрослым, судили строго, и нигде наши произведения не напечатали. Но отовсюду приходили письма с отзывами, критикой и пожеланиями успехов. Самым благоприятным ответом был ответ из журнала «Знание — сила», что наш рассказ «Рассадники жизни» отдан на рассмотрение главному редактору. И подпись: «младший редактор»… И вот в тот момент, когда я попал на школьную сцену, завладел вниманием зрителей, сорвал аплодисменты, я подумал, что это наиболее прямой и легкий путь к успеху. И учительница посоветовала поступать в театральное училище, именно в Москву. Я приехал после окончания школы в столицу 1 июля 1981 года. Но было поздно. Ведь в творческих вузах проходят сначала предварительные прослушивания, которые почти уже закончились.

Мне удалось прорваться в ГИТИС. Одному педагогу я понравился, он пропустил меня на второй тур. И даже дал рекомендательную записку к другому педагогу. Записку я потерял, засуетился, поменял программу и второй тур не прошел. После просмотра в Щукинском училище одна из студенток посоветовала мне в другой раз приезжать пораньше. Вернулся в Саратов, поступил в местное театральное училище. Я думал, что проучусь год, а потом вновь поеду в столицу. Но я настолько был очарован педагогами, курсом, братским союзом, что окончил Саратовское театральное училище. Играл в Саратовском ТЮЗе. А в конце восьмидесятых годов пришла весть, что в ГИТИСе набирает курс режиссер Анатолий Васильев. Творец, о котором я много слышал, и подумал, что это шанс, который я не могу упустить. Постарался приехать на прослушивание как можно раньше. Уже в марте купил билет на самолет. Но в день вылета случилась страшная метель.

Поступил на заочное отделение режиссерского факультета. И по окончании второго курса Анатолий Васильев пригласил меня в театр «Школа драматического искусства» — театр различных лабораторий, направлений, экспериментов.

Насколько я знаю, у вас была премьера, где вы выступаете в качестве режиссера и актера?

Да. Мы с актрисой Марией Зайковой, моим проверенным партнером по театру и моей женой, сделали спектакль «Сага века: битва за любовь» о взаимоотношениях мужчины и женщины, об истории развода, о вечном сражении и невозможности расстаться... Несмотря на то что действие происходит в Швеции, история может произойти где угодно. Супруги, прожив 30 лет, десять из них находятся в состоянии войны.

Вы ставили спектакль «Игроки», где мужские роли играют женщины. Это специально так?

Пьеса Гоголя «Игроки» мне нравилась еще со времен обучения в Саратове. Но в пьесе только мужские роли, а мне хотелось дать интересную работу актрисам. Во время учебы у Васильева часто практиковалось, что девушки исполняли мужские роли. И мы видели, что это получается очень интересно. Женская актерская природа весьма восприимчива, и, когда у них получается вести действие, игра становится богатой и разнообразной.

Что вас связывает с Южным округом?

Люблю бывать в парках. В «Царицыне» нравилось кататься на лодках, а в «Коломенском» лет 20 назад я впервые искупался в Крещенской купели. Это прекрасные парки, с которыми у меня связаны самые добрые воспоминания.

А еще какие любимые места в столице?

Станция метро «Арбатская». Она была моими «воротами» в Москву. Я помню, как в арбатском переходе парень пел песню Цоя «Мы ждем перемен», а я поступал в ГИТИС. И это был такой заряд бодрости, веры в свои силы, надежды, что все получится. А еще любимая станция «Тургеневская» — там я писал письма, настоящие, не электронные. А рядом главпочтамт, я отправлял их «до востребования».

Новости партнеров