Немецкие самолеты различала на слух

Екатерина Евдокимова была на войне в течение четырех лет. Фото: личный архив

Есть люди — живая история. На этой неделе исполняется 100 лет Екатерине Ивановне Евдокимовой. Жительница Бирюлева Западного, она воевала в Подмосковье с первых дней Великой Отечественной. Она стреляла из зениток по мессершмиттам, работала связисткой и однажды даже захватила пленного немца. В 1941-м Кате исполнилось восемнадцать. Она только окончила школу, мечтала поступить в Московский технологический институт легкой промышленности — учиться работать с текстилем. Но случилась война...

Наша героиня дома

БОТИНКИ 34-ГО РАЗМЕРА

В ноябре, когда немцы подошли к столице, девушка отправилась в Молотовский райком комсомола подавать заявление — Родину защищать. Попала в первый же набор девушек-добровольцев.

— Тогда еще ничего женского из обмундирования не было. Когда мы принимали присягу, старший лейтенант спросил: «Девочка, вы обувь какого размера носите?» Я и отвечаю — тридцать четвертый. А он: «Старшина! Дайте ей ботинки самого маленького 38-го и две портянки». Нас во все мужское одели, и когда мы строевой занимались, я без конца смотрела на ноги, чтобы не упасть: у ботинок мысы кверху поднимались, — вспоминает Екатерина Ивановна.

Четырем девушкам пришлось заменить мужчин во втором корпусе противовоздушной обороны под Можайском, в Московской области. Раньше локаторов не было, бойцы дежурили в специальной яме — наблюдали за небом. По звуку двигателя умудрялись определять и модель самолета, и его направление, и высоту. Затем информацию передавали в Кубинку и зенитчикам, вовремя оповещая о приближении вражеских бомбардировщиков со смертоносным грузом.

— За все время ни одного самолета не пропустила, — с гордостью говорит Екатерина Ивановна. — Распознавать их на слух нас научили за два дня, когда призвали в армию. Я их все до сих пор помню: если полетит, и сейчас узнаю! Самый страшный — «Мессершмитт-88», тяжелый бомбардировщик.

РУССКАЯ ДЕВУШКА ПРОТИВ ФАШИСТА

После службы под Можайском Екатерину Евдокимову направили в Белоруссию. Фото: личный архив

В начале 1943-го вражеские самолеты в сторону Москвы стали летать совсем редко, посты и землянки постепенно закрывали. Роту Кати направили на 2-й Белорусский фронт. Теперь задача была другой: солдатам предстояло поддерживать и восстанавливать связь.

— Когда я только туда попала, подписала бумагу: если не хватит кабеля, нужно зажать кулаками его концы и стать неким проводником, чтобы связь наладилась. Проводка ломалась после каждого боя. И я должна была находить эти разрывы и ликвидировать, — вспоминает Екатерина Ивановна.

Под звуки стихнувшего сражения ей приходилось ползти по-пластунски по еще не остывшей после боя земле. Во время одного из таких заданий Катя с напарником столкнулись с вражескими солдатами. Восстанавливали связь, когда увидели двух фашистов-разведчиков.

— Завязалась перестрелка. Моего напарника и одного из фашистов тут же убили. Я осталась с врагом один на один, он стрелял в меня, я — в него. И попала. Когда я поняла, что у разведчика закончились патроны, начала понемногу подползать к нему — решила взять в плен!

Девушка буквально притащила немецкого солдата в свое подразделение — до него было не меньше 150 метров.

— Пленный дал ценные показания. Благодаря информации, которую у него удалось узнать, мы две деревни под Барановичами взяли почти без боя. Немец потом плакался, что он «арийской крови», а его девушка какая-то в плен взяла — он теперь всю жизнь себя уважать не будет, — вспоминает Екатерина Ивановна.

За этот подвиг ее удостоили ордена Красной Звезды.

БЕЗ МАХОРКИ И НАРКОМОВСКИХ 100 ГРАММ

— На войне опасность тебя ни на минуту не покидает. Бои, потери, риски. Очень много потрясений было. Зато я за всю войну ни разу в руки не брала махорку. Никогда в жизни не курила и не пила сто грамм фронтовых, — рассказывает Екатерина Ивановна.

Отсутствие вредных привычек сослужило ей хорошую службу. Дожить до 100 лет даже при сегодняшней развитой медицине не так просто! Но, конечно, сказалась и военная закалка.

— Ходить только плоховато стала, ноги болят и поясница. Но в целом нормально себя чувствую. А еще никогда никому не жалуюсь и не ною. Я в молодости боевая была и сейчас не беспомощная, — рассказывает ветеран.

ОСУЩЕСТВИЛА МЕЧТУ

Екатерина демобилизовалась спустя четыре года после того, как отправилась на фронт: 27 июля 1945-го. Ей тогда было всего 22 года.

9 мая 2022. Президент РФ ВладимирПутин на параде в честь 77-й годовщины Победы. Слева от президента — Екатерина Евдокимова. Фото: Михаил Метцель, РИА «Новости»

— Приехала в Москву, а мне жить негде. Дом наш разбомбили, все разбомбили. Мне сказали, что я очень поздно демобилизовалась — все комнаты в коммуналках уже раздали. Меня все направляли в Можайск — там я служила, защищала город от немцев. Но я сказала: «Я из Москвы пошла воевать, я здесь всю жизнь прожила, никуда не поеду». К счастью, удалось найти комнатку, но я тогда очень переживала, — вспоминает Екатерина Ивановна.

Жизнь постепенно возвращалась в привычное русло. Катя осуществила довоенную мечту и поступила в Московский технологический институт легкой промышленности. После его окончания устроилась на швейную фабрику «Большевичка», где проработала более 50 лет — шила мужские костюмы.

А еще после окончания войны девушка встретила свою любовь. Молодой человек не служил на фронте — у него была бронь, он работал на железной дороге. Пара поженилась, и в 1949 году у них родилась девочка, затем появился и мальчик. Но жизнь все равно была сложной.

— После войны был период, когда отменили выплаты за награды — я получала, кажется, десять рублей за орден Красной Звезды. В 37 лет я овдовела. Чтобы как-то прокормить двоих детей, я стала донором крови и получала за это лишние 500 граммов белого хлеба, — рассказывает Екатерина Ивановна. — Сейчас я живу хорошо, у меня нормальная пенсия. Мне помогают соцработники, да и семья ко мне внимательна. Живу со снохой. Мой сын — ее муж — умер. Внук стихи мне пишет, а правнучка зовет меня Катей, говорит: «У меня одна «баба» есть, а ты, Катя, моя подружка». Это приятно. Меня по имени лишь в молодости звали.

ГЕРОИНЯ ФРОНТА

Подвиги ветерана помнят и спустя долгое время после завершения войны. На 90-летний юбилей, например, ее поздравили из 2-го корпуса ПВО, который и по сей день находится в Карманицком переулке.

— Они написали для меня стихотворение! Сказали: «Катя, это о вас!» Там были такие строчки:

А поймав в перекрестке

Чужой самолет,

Ты кричала:

«Цель поймана!» громко

И дежурство несла

День и ночь напролет,

Героиня московского фронта.

Что тут добавишь: она действительно героиня. И фронта, и жизни, которая порой как фронт. Хорошо, что у нас сохранились такие люди. Они — соль земли. На них держится страна. Простые, ответственные, готовые жертвовать собой ради страны и близких.

Мэр Москвы Сергей Собянин вручает нашей героине медаль к 75-летию Победы. Фото: Андрей Никеричев, Агентство «Москва»

КСТАТИ

За свою службу Екатерина Евдокимова была удостоена 28 наград: ордена Отечественной войны II степени, ордена Красной Звезды, двух медалей «За отвагу», медали Жукова, двух медалей «За освобождение Белоруссии», медали «За оборону Москвы» и нескольких юбилейных наград.

СПРАВКА

На фронте служили сотни тысяч советских женщин. Больше всего их было в частях ПВО — 177 065 человек, в частях связи — 41 886, в частях ВВС — 40 209, в женских формированиях и школах — 14 460, в автомобильных частях — 18 785, на курсах поваров — 28 500, в военно-санитарных частях и учреждениях — 41 224, в частях и учреждениях ВМФ — 20 889, в железнодорожных — 7500, в частях НКВД — 70 458, в других частях и учреждениях Красной армии — 29 259 человек.

Новости партнеров