Ждали нападения каждую минуту

13 февраля 2023 года. После демобилизации Андрей Смакотин получил образование историка и сейчас руководит ветеранской организацией. Фото: личный архив. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В феврале вся страна отмечает не только День защитника Отечества, но и День воина-интернационалиста. Корреспондент «ЮГ» пообщался с ветераном боевых действий, председателем Союза воинов-интернационалистов Афганистана Бирюлева Западного Андреем Владимировичем Смакотиным.

Андрей Владимирович был призван на срочную службу в 1986 году, когда ему исполнилось 19 лет. Полгода в учебной части воздушно-десантных войск в Фергане, за которыми последовал перевод в Кабул, где его назначили командиром боевой машины пехоты.

— За время службы довелось участвовать в большом количестве операций, в основном по сопровождению конвоев со снаряжением и припасами, которые развозили по частям, — рассказывает он. — Так что в Кабуле я надолго не задерживался, хоть основные «достопримечательности» видел: дворец Амина, Центральный рынок, а Советский район вообще навевал ностальгию — по застройке он очень напоминал Москву... Но, конечно, задания бывали разные. Однажды, когда мы находились в части, поступило срочное сообщение с равнин, окружавших город Джелалабад: умер глава одного из тейпов, местных племен. Борьба за освободившееся место могла дойти до насилия, поэтому батальон отправили туда в качестве миротворцев. С помощью наших офицеров получилось обойтись без кровопролития.

Самое яркое воспоминание о службе — Бамианская долина, в которой Андрей Владимирович провел почти пять месяцев своей службы. Кроме того, что долина является единственным удобным проходом через горы Гинкудуш, здесь же располагались и знаменитые статуи Будды.

— Честно, я был поражен, когда впервые увидел этих исполинов, — вспоминает он. — Это были самые большие статуи Будды в мире: одна — 55 метров в высоту, другая — 37. А вокруг них, прямо в скалах, монахами был прорублен настоящий город, целый лабиринт из комнат, лестниц и коридоров в камне. Были статуи и поменьше, всего десять метров в высоту, но они такого трепета не вызывали.

Батальон Андрея Владимировича перевели туда для обеспечения поддержки при отходе: приказ о выводе войск уже был отдан, а батальон, расположенный в Бамиане, считался «удаленным». Но не все прошло гладко: во время попытки покинуть долину через ущелье колонна бронемашин была атакована бойцами «Талибана» (запрещенная на территории РФ организация).

— В итоге было подорвано 13 боевых машин, — рассказывает Андрей Владимирович. — Бойцы потом так и называли это ущелье — «Тринадцать бэтээров» (бронетранспортеров). Из-за этого единственный выход был перекрыт обломками, и мы оказались заперты вместе с каменными Буддами. Спали в бронежилетах и с оружием: нападения ожидали каждую минуту. Из-за того что долина находится на высоте двух тысяч метров над уровнем моря, проблему доставлял и холод — земля промерзала, из-за чего подготавливать укрепления и рыть окопы было сложно.

Январь 1988 года. Андрей Смакотин (слева) с сослуживцами на равнинах Джелалабада во время миротворческой операции. Фото: личный архив

Эвакуация проходила по воздуху: с транспортных вертолетов сняли задние люки, закрепив на их месте сетки, чтобы на каждый борт можно было взять больше людей, а всем бойцам сказали не забирать с собой ничего, кроме оружия и бронежилетов. Покидавшие Бамианскую долину советские солдаты даже подумать не могли, что стали одними из последних своих соотечественников, которым довелось увидеть каменные буддистские статуи.

— В 2001 году талибы подорвал статуи, — говорит Андрей Владимирович. — Для них это были языческие идолы, которым не место на земле их предков. Так что, получается, мне довелось увидеть работу древних мастеров, которая теперь осталась только в фотохронике.

Сейчас Андрей Владимирович продолжает активно работать с ветеранами Афганистана — всего в Союзе воинов-интернационалистов и ветеранов боевых действий Бирюлева Западного числятся 104 человека.

— Мы проводим встречи, оказываем поддержку тем, кто нуждается в помощи, — говорит он. — Все-таки такой опыт не может не оставить следа в человеке: я сам первые полгода после демобилизации просыпался по ночам — проверял патрули… Но каждый из нас может с уверенностью и гордостью сказать, что свой воинский долг исполнил честно. Не дрогнул, не струсил, не побежал. Одного этого знания достаточно, чтобы не жалеть о тех двух годах, которые мы провели в горах под знойным солнцем Афганистана.

СПРАВКА

Война в Афганистане длилась десять лет — с 1979 по 1989 год. За это время на территории страны прошли военную службу более 620 тысяч граждан Советского Союза, из которых 525 тысяч были солдатами. Общее число погибших в ходе конфликта бойцов — 14 тысяч 427 советских бойцов, большая часть из которых пала в боях. Пропали без вести в горах и на равнинах Афганистана 417 советских воинов-интернационалистов.

КСТАТИ

День воина-интернационалиста приурочен к дате окончательного вывода советских войск из Афганистана — 15 февраля. В этом году отмечается 34-я годовщина этого события.

Новости партнеров