Зритель должен верить актеру

13 января 2023 года. Актриса Марина Добровольская вместе с председателем «Товарищества» Андреем Голиковым на встрече с участниками «Московского долголетия». Фото: Анатолий Цымбалюк

В Центре «Московского долголетия» района Орехово-Борисово Южное прошел творческий вечер сотрудников театра «Товарищество артистов МХАТ». Корреспондент «Южных горизонтов» посетил выступление и узнал побольше о необычном коллективе.

Режиссер Алексей Бушуев. Фото: Анатолий Цымбалюк

Открыли вечер художественный руководитель объединения Петр Гилев и директор Марина Колесниченко, которые рассказали гостям встречи о своем творческом коллективе и задачах, которые перед ним стоят.

— Наш театр возник во время раздела МХАТ на два отдельных театра: МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова, — пояснил Петр Гилев. — Его основателями стали люди, хранившие МХАТовские традиции — это Москвины и Тархановы, которые были не согласны с разделом театра. Они попытались создать некую третью сцену, где мхатовские актеры теперь уже разделенных театров смогли бы выходить в совместных постановках и поддерживать старый репертуар. Но время быстро спутало планы: два театра пошли в разные стороны, возникли разные движения. Основатели так и не смогли удержать историю. Хотя первое время они возили театр по всему Советскому Союзу, объехали более ста городов. Но получилось так, что была потеряна собственная территория, не осталось сцены, и первоначальная идея стала отмирать. И «Товарищество» широкая публика узнавать перестала. Петр Гилев с Мариной Колесниченко стали искать уникальные подходы, нашли новое направление в административной, финансовой и репертуарной стороне. Даже нашли собственное направление — субъективный реализм.

— Мы идем по пути социального заказа, то есть это направление отличается от привычной тенденции театра, где строго выстроены репертуар или творческие запросы, — продолжает Гилев. — Мы работаем в том числе с различными общественными объединениями и социальными группами.

Главный режиссер театра рассказывает, что по заветам Станиславского они создают нравственный, разумный театр. В свое время великий режиссер утверждал, что он создает не частное, а общественное. В театре сейчас нет устоявшейся труппы, так как нет постоянного финансирования. Сейчас в постановках на регулярной основе заняты порядка 28 товарищей-актеров, не считая художников и режиссеров. Многие из них имеют основное место работы, но сотрудничают с «Товариществом», так как получают возможность самовыражаться на его сцене.

Худрук «Товарищества» Петр Гилев. Фото: Анатолий Цымбалюк

— У нас есть даже, как в армии, разные призывы, — улыбается Петр Гилев. — Через «Товарищество» прошло много людей, которые известны всей стране. Например, Евгения Добровольская. Был связан с нами и руководитель Союза театральных деятелей Александр Калягин.

Кроме того, «Товарищество актеров МХАТ» занимается поствузовским обучением. Ведь многие актеры не всегда могут встроиться в театральную жизнь, они не всегда правильно встают в колею. У многих есть ошибки, связанные с обучением. Поэтому руководство ведет театральную лабораторию, помогает адаптироваться в театральной среде. В студии-лаборатории выяснили, что многие выпускники плохо разговаривают. И чтобы это исправить, подготовили спектакль из стихов Ахматовой, помогающий актерам поставить свою речь. Сейчас «Товарищество» планирует возобновить его, но на сцену выйдут уже совсем другие исполнители.

— Мы делаем достаточно большую работу, 34 года живем вне бюджета, ездим по стране и помогаем артистам, — делится Петр Гилев. — Иногда удерживаем актеров не заработком, а интересом. Зачастую наша внутренняя работа интереснее их основной. «Товарищество» — это особый мир наших отношений, он исключительно творческий, и за эти годы у нас практически не было конфликтов. Мы приходим в театр, чтобы осуществить свое творческое кредо. И нам это удается.

Сейчас в репертуаре театра спектакли «Незнакомый господин Чехов», «Жестокий водевиль», «Четки судьбы» и «Час судьбы. Моноспектакль».

Новости партнеров