Главный экспонат: французская арфа звучит снова

21 февраля 2023 года. Художник-реставратор музейных коллекций Дмитрий Фролов занимается восстановлением деревянных резных фигур. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Совсем скоро, уже весной, музей-заповедник «Коломенское» откроет главную выставку своего юбилейного, сотого года.

Масштабная экспозиция «Коломенское. Шедевры коллекции» будет представлена в Сытном дворе и объединит уникальные произведения из запасников музея. Каждому представленному на выставке шедевру больше 100 лет. Корреспонденты «Южных горизонтов» заглянули в реставрационный отдел музея и посмотрели, как его сотрудники готовят экспонаты к юбилею.

По музейным меркам отдел реставрации в музее-заповеднике «Коломенское» считается небольшим: всего двадцать человек, в то время как в Историческом музее работают более шестидесяти специалистов.

 — Собрание Исторического музея значительно больше нашего, — замечает начальник отдела реставрации музейных коллекций Екатерина Сатель, почетный реставратор Москвы. Впрочем, коллекция музея заповедника, которую начал собирать основатель и первый директор музея — архитектор Петр Барановский, тоже маленькой не назвать. На сегодняшний день она насчитывает более 170 тысяч экспонатов от эпохи неолита до начала XXI века. Поэтому работы у небольшого отдела хватает. Ведь перед каждой выставкой предметы, отобранные куратором, проходят экспертизу реставраторов.

Марина Саморезова рядом с французской арфой XIX века, которую она реставрирует. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Музейные экспонаты чутко реагируют на малейшие колебания температуры и влажности, — поясняет Сатель. — Даже несмотря на тщательно соблюдаемые условия хранения.

Каждое произведение, отобранное для экспонирования на выставке, осматривается реставраторами. И если требуется вмешательство, то они передаются в отдел реставрации.

Так, в числе прочих экспонатов, в мастерской выполняется комплексная реставрация кожаного портфеля, принадлежавшего Петру Барановскому. Им занимаются сразу несколько реставраторов: по коже, металлу и тканям. К слову именно архитектору музей-заповедник обязан такими памятниками деревянного зодчества, как Домик Петра I и Моховая башня Сумского острога. Барановский их разыскал и привез из Архангельской области в «Коломенское» в 30-х годах прошлого века.

Одним из самых крупных предметов будущей выставки, над которыми сейчас работают реставраторы, стала Сень от Царских врат с круглой иконой «Тайная вечеря» в центральной части. Реставратор занимается укреплением хрупкого золоченого левкаса, закреплением подвижных фрагментов резьбы Сени и восстановлением иконы XVIII века.

Реставратор Артем Киселев говорит, что небольшие утраты золочения и полимента восстанавливают акварелью, а затем раму покрывают лаком, который защищает экспонат от внешних воздействий.

— Акварель — обратимый материал, — поясняет реставратор Марина Саморезова. — С ее помощью мы восстанавливаем несохранившийся красочный слой на старинных иконах.

В свое время в собрание музея поступил уникальный предмет — арфа XIX века, изготовленная во Франции. Марине пришлось аккуратно, небольшими участками укреплять отслоения позолоты. Многие фрагменты позолоты разного размера в процессе бытования арфы осыпались и попали в углубления ее основания. Реставратор аккуратно извлекала их, подбирала по размеру и конфигурации и установила на те места, где они располагались изначально.

Следующим к работе с арфой приступит реставратор по металлу, который будет работать с коррозированными педалями инструмента. А затем он передаст эстафетную палочку реставратору мебели для укрепления конструкции деревянного корпуса.

В общем, для того чтобы сделать «как было», приходится работать очень много. Но небольшой отдел справляется. Екатерина Сатель вспоминает, что, когда она

Икона «Тайная вечеря» с Сени Царских врат. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

устроилась в отдел реставрации, справляться приходилось меньшим количеством людей.

— В 1982 году в «Коломенском» работали всего два реставратора. Я стала третьим, — рассказывает она. — Реставрационная мастерская того времени — это крошечная комнатка с печкой в Дворцовом павильоне 1825 года. В этом же павильоне был кабинет нашего директора, комнатка бухгалтерии, охраны и небольшой зал, где устраивали временные выставки.

Резной портрет императрицы Екатерины II. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В таких условиях начинался нынешний отдел реставрации. А уже через год было достроено фондохранилище (здание, где сегодня располагается выставочный зал «Атриум»), и все музейные предметы переехали на новое место жительства, которое постепенно оборудовали современными материалами и технологиями для работы реставраторов. Сейчас здесь есть и электронные микроскопы, и специальные светильники, и множество материалов и инструментов.

Спрашиваем, повлияли ли санкции на работу? Не возник ли дефицит необходимых инструментов, пигментов и грунтов? Реставраторы улыбаются.

— Наших запасов хватит надолго, — уверяет реставратор Дмитрий Фролов. — А в области материалов наши производители ничуть не хуже западных. Так, мы очень любим ленинградскую акварель, а недавно обнаружили, что наши научились делать прекрасные кисти из колонка. Теперь вместо голландских покупаем отечественные. А рыбий клей, использующийся в реставрации икон, делают только в России. В других странах осетры не водятся. Так что до момента, пока наша промышленность не перестроится, мы спокойно доживем.

Процесс реставрации клейма от Царских врат Евангелиста Луки. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Все экспонаты должны быть готовы уже к началу мая, когда начнется монтаж масштабной юбилейной выставки. И, в отличие от других музейных работников, оценить вклад реставраторов никто из посетителей не сможет, ведь чем лучше их работа, тем меньше заметен ее результат. Впрочем, никто из них по этому поводу не расстраивается. Тщеславные люди редко идут в эту профессию.

СПРАВКА

Музей «Коломенское» был основан в 1923 году архитектором и реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Он не только сохранил и восстановил усадебные постройки, но способствовал перевозу туда башни из Николо-Корельского монастыря и Моховой башни Сумского острога.

Новости партнеров