Танец отражает дух народа

17 февраля 2023 года. Юношеский танцевальный коллектив «Микс» на сцене КЦ ЗИЛ. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Сказочно красивые балетные пачки, сверкание улыбок и завораживающая пластичность движений — на сцене Культурного центра ЗИЛ, кажется, было все. Трудно понять, чего на IX Международном московском конкурсе классической, современной и народно-сценической хореографии DanceMoscow было больше — радости или нервного трепета.

В 2015 году Институт театрального искусства имени Иосифа Кобзона учредил Международный конкурс молодых исполнителей классической, народной и современной хореографии. И вот уже девять лет каждый февраль на московских сценах собирается более 2000 профессионалов и любителей танцевального искусства.

— На нашу сцену вышли участники из Беларуси, Киргизии, Японии и Китая. Всего у нас три номинации: «Классический танец», «Народно-сценический танец» и «Современный сценический танец». Но наша основная направленность — это все же «классика». Наше жюри специализируется именно на ней, — рассказал директор по связям с общественностью Московского института театрального искусства имени Иосифа Кобзона Игорь Станкевич. — Возрастной диапазон тоже довольно широкий — на сцену выходят танцоры от восьми до 25 лет, которых мы разделили на три группы.

Лэн Цзянин в сценическом образе на конкурсе хореографии DanceMoscow, прошедшем в Даниловском районе. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

На сцене ЗИЛа выступили воспитанники хореографической студии японской школы Исикавы Хиро, студий современного танца «Модерн» и «Конфетти», танцевальный коллектив «МИКС ДЭНС», балетная студия «Фуэте», школа-студия современного танца «Лабиринт» и многие другие.

— В прошлом году народно-сценического танца было больше, чем в этом. Год на год не приходится. Здесь нет никаких принципов или четких критериев, — отметила заслуженный работник культуры РФ, доцент, член Международного союза хореографов и член жюри Елена Перлина.

Юные артисты, даже если они не профессионалы, должны выкладываться на 100 процентов. С запасом, чтобы хватило на самую высокую оценку. Среди участников конкурса были балерины с «тихими» пальцами, у которых стук пуантов почти не слышен даже на первых рядах зрительного зала. «Народники» отличались живыми, характерными номерами с текучими хороводами и манерными дробными выстукиваниями каблуками. А у «современников» постановки походили на театральные зарисовки с чувственной хореографией и музыкой, вводящей в транс.

— Человека, которому дано танцевать, всегда видно сразу. У членов жюри взгляд наметанный. Мы знаем, что техника в классическом танце одна, в народном — другая. Самодеятельные коллективы менее подготовлены в техническом смысле, поэтому для них есть послабления, — рас сказал заслуженный артист РФ, ведущий солист Государственного академического ансамбля «Березка» Владимир Борисов.

Но в каждом номере должны быть композиция, драматургия, техника исполнения, мастерство и талант передачи чувств. Для получения заветных десяти баллов от танцоров требуется немало сил и умения. Как отметил Владимир Борисов, важно соблюсти традиции и культуру того или иного народа. В материал необходимо углубиться, особенно если это постановка великих хореографов, как, например, Надежды Надеждиной.

— Не должно быть небрежности. Педагоги — взрослые люди, во время репетиций они пытаются передать через постановку свое мироощущение, и поэтому дети не всегда понимают, чего от них хотят и что именно они делают на сцене. Я же считаю, что каждому ребенку надо дать луч света, радости, красоты, изящества и эстетики. Вот к этому нужно стремиться, — добавил Владимир Борисов.

Новости партнеров