Глиняная бумага толкает художников к экспериментам

20 февраля 2023 года. Посетительница выставки Алена Плотникова возле работы «Трудности перевода». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Поверхности». Ее основная цель — показать, как современные художники работают с керамическими и стеклянными поверхностями. Корреспондент «ЮГ» посетила открытие экспозиции и узнала секреты работы мастеров.

«Пейзаж». Эта изящная работа, выполненная Татьяной Савицкой с использованием огнеупорной глины, глазури и цветного непрозрачного стекла, не оставит равнодушнымни одного любителя природы. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Как оказалось, керамическая поверхность — пласт — может приобретать самые разные формы и очертания. Поверхность может служить фоном, каркасом или даже вспомогательным элементом. Она может быть далеко не только плоской, но и спиралевидной, угловатой, выпуклой, рельефной или вписанной в композицию. С помощью керамического пласта художники создают не только картины, но и целые сюжетные миниатюры. Их творчество наполнено игрой, воображением и метафорами.

«Горное озеро». Завораживающий витраж из стекла, сделанный Ларисой Серовой в технике спекания цветного стекла в печи при высоких температурах. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Природные явления и стихии, истории и предметы прошлого, городской ландшафт и полезные вещички на селе — все работает на благо идее и искусству. В представленных работах 65 художников России — пейзаж и натюрморт, нововведение и традиция, воспоминание и сиюминутный порыв настроения. Так, например, работа москвички Полины Брамон «Язык художника. Триптих» отсылает нас к творчеству Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Ее портреты объемны, цвета ярки, а впечатление же производят ироничное. К истинным превращениям, на которое способна керамика в руках мастера, можно отнести произведение Екатерины Черняевой из Люберец «Метаморфозы». Ее изделия одновременно напоминают и геометрический узор, и дивные морские раковины, и изящные цветы.

«Трудности перевода». Работа за авторством Евгении Цветковой сделана из камня, пигментов, глазури и проводов. Все детали были подвержены дровяному обжигу. Задумка «Трудностей перевода» — показать все сложности, с которыми можно столкнуться, пытаясь выстроить контакт. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Керамический лист обладает гораздо большими выразительными возможностями. Я могу добавить пласту глубину, придать объем, добавить какой-то рельеф, придать ему ту форму, которую я пожелаю, — отметила Екатерина.

Отдельного внимания заслуживает работа москвички Евгении Цветковой «Трудности перевода». Она представляет собой два телефона, висящих рядом на стене. Их, к слову, можно даже потрогать, для этого даже оборудовали специальную тач-зону, которая стала нововведением для выставки. «Трудности перевода» демонстрируют метафору непонимания, когда люди, казалось бы, разговаривают друг с другом, но не представляет собой два телефона, висящих рядом на стене. Их, к слову, можно даже потрогать, для этого даже оборудовали специальную тач-зону, которая стала нововведением для выставки. «Трудности перевода» демонстрируют метафору непонимания, когда люди, казалось бы, разговаривают друг с другом, но не в силах осознать, что пытается донести собеседник. Другой метафорой — куполами зодчества Русского Севера — проникнута работа Ольги Неживенко из Тюмени «Над Кижами». На сине-голубом плоскостном фоне крестообразно распределены объемные фигурки куполов. Двенадцать аккуратно сложенных керамических мужских рубашек Марины Еркович из Перми отправляют зрителя не только к Евангелию и известной поэме Александра Блока, но и к сказкам Якоба и Вильгельма Гримм, Ганса Христиана Андерсена.

«Лучи. Угол отражения». Одна из работ серии «Лучи» Инги Самурской. Выполнена с использованием огнеупорной глины, патины, глазури и пигментов. «Лучи» выделяются среди экспонатов своими необычными формами. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— С помощью пятен и линий, абстракций и вполне ясных художественных мотивов в повествовательной или ассоциативной манере художник воплощает свои впечатления и воспоминания, но всегда это эмоции, которые он «выкладывает» на глиняный пласт. Кто-то рисует на них палочкой, кто-то — кисточкой и стеком, кто-то сворачивает края и выгибает пласт, задавая ему нужную пластику. Температура, огонь, обжиг — это ключевые отличия керамической живописи, — подчеркнула куратор выставки Татьяна Пунанс.

«Камеи». Работа Марины Грониной изображает двух женщин, чьи волосы украшают мифические создания, цветы и различные растения. Выполнена с использованием огнеупорной глины, глазури, подглазурной и надглазурной росписи, меди и жидкого золота. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Красивые и дивные птицы окружают героиню Екатерины Сухаревой. Они расположены на 14 кафельных плитках, в центре же — девушка с клеткой. Данная работа — отдельная картина. Волшебны и точены «Камеи» Марины Грониной, также из Санкт-Петербурга. Головы женщин и украшают чудной красоты цветы и мифические существа.

— Выставка «Поверхности» во многом о преемственности в искусстве, о том, что традиции не только учитывают, но и преобразовывают, — отметила генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина.

«Шахматные королевы». Панно Нелли Сажиной, выполненное из огнеупорной глины и цветной эмали в рельефной технике. Особое внимание к себе привлекают лица играющих дам, которые искусствоведы часто хвалят за выразительность. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»
Без названия. Работа Алексея Илларионова, выполненная из огнеупорной глины в рельефной технике. Простенький с видусюжет показывает, что в работе с пластами важнее всего мастерство, мелкие детали и общий тон работы. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В экспозиции представлены и экспонаты из самого музея-заповедника: например, совершенно удивительно своей грациозностью блюдо «Трубач революции» Вероники Ореховой, а панно «Шахматные королевы» Нелли Сажиной богато на эмоции играющих дам.

СПРАВКА

Это уже восьмая выставка керамических пластов, которую проводит «Царицыно». География представленных работ впечатляет: Москва, СанктПетербург, Самара, Пермь, Псков идругие города.

Новости партнеров