Аниматор, режиссер Татьяна Киселева: Хочу поделиться ощущением детства

16 апреля 2023 года. Аниматору и режиссеру Татьяне Киселевой не хватило оригинальной истории медвежонка Умки. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В галерее «На Каширке» объединения «Выставочные залы Москвы» прошли встреча с режиссерами, аниматорами и продюсерами отечественной киностудии «Союзмультфильм» и показ мультипликационных фильмов — как уже знакомых зрителям, так и новых. Корреспондент «ЮГ» пообщалась с креативным продюсером сериала «Умка» Татьяной Киселевой.

Татьяна попала в профессию решительно и сразу. После школы поступила в анимационный лицей № 333 на специальность «аниматор». Как говорит с улыбкой Татьяна, это идеальная судьба прихода в профессию: без трудностей.

Когда вы поняли, что вам нравится рисовать?

Я всегда хотела рисовать. В 11 лет я даже забрала свои документы из музыкальной школы, куда меня водила мама, и перевелась в художественную. Это было где-то в октябре-ноябре, то есть учебный год уже начался. Я пришла к заведующему, разложила альбомные рисунки. Меня тянуло еще к большим формам, и я рисовала еще на обратной стороне рулонов обоев. Заведующий меня не хотел брать, потому что группы уже сформированы. Но, видимо, эти самые обои сделали свое дело. Он был так тронут, понял, что тяга очень сильна. Меня взяли, и когда я окончила художественную школу, не было метаний. Я понимала, что хочу связать свою жизнь с искусством, но не понимала, с каким. Анимация, конечно, не сразу пришла в голову. Но искусство сидело глубоко. До сих пор с таким энтузиазмом говорю с моими коллегами о нашем деле!

Расскажите, а как вы попали в «Союзмультфильм»?

В «Союзмультфильм» пришла не сразу. Я даже не знала, где он находится. Сейчас, конечно, студию сложно не заметить в Останкине, нарядная вся, большущие надписи. До этого она долгое время была на улице Долгоруковской и совершенно была не видна, поэтому я, работая чуть ли не десятилетия в профессии, не знала, где находится «Союзмультфильм». Работала на других студиях: «Анимос», «Мастер-фильм», очень много разных было. Непосредственно на «Союзмультфильм» я попала, когда работала над проектом и компания арендовала помещение на «Союз мультфильме».

 А потом вас заметили и пригласили?

Потом я стала с подругой снимать авторское кино, которое было на «Союзмультфильме». Это «Чертик на заборе» Розы Гаматдиновой. Дальше был «Белый медведь» тоже в сорежиссуре, это 2015–2016 годы. Через авторское кино я попала на студию, первый мой коммерческий проект — это «Простоквашино». Мы начинали с новым руководством, в пустых помещениях.

С какими трудностями сталкивается аниматор в профессии?

С ленью. Лень — это трудность, со ступором тоже сталкиваемся, еще важно преодолеть отсутствие вдохновения. Конечно, еще трудность в том, что люди мало отдыхают, много вкалывают и перерабатывают. Отсюда могут возникать серьезные проблемы, депрессии, например. Просто от усталости, такое бывает. Трудно найти оптимальный режим для себя, чтобы не растворяться в анимации, чтобы была жизнь здоровая, чтобы было время на отдых, на искусство. Творчество — дело такое увлекательное, требует самоотдачи. Лет десять назад я бы об этом не задумалась, а сейчас замечаю.

Тяжело ли делать анимацию для детей?

Знаете, не сложнее, чем для взрослых. Не сложнее, чем любую другую. Это непросто. Это огромный труд, огромное количество рабочих часов. Например, семиминутный фильм делается девять месяцев. От начала до конца, и это коммерческие скорости, это большая команда. Идет наслоение серий на разных стадиях: это некая производственная елочка, график. Поэтому мы выпускаем два-четыре эпизода в месяц, но до этого идет нахлест, одна серия почти доработана, другая — на середине производства, третью только начинают рисовать.

Ваши дети помогают вам как аниматору? Советуетесь?

У меня две дочки, они практически выросли на кальках мультфильмов. Я с собой в роддом брала мультипликат (сцены, зарисовки), который не успела доделать, но его забрали у меня. Медсестры не поняли, что это такое. Я говорю им, что это моя работа. Мне говорили, когда же ты будешь работать, а я отвечала, когда ребенок будет спать. Мои дети росли среди анимации. Фильмы, которые я начала делать, были как мои дневники. Мне хотелось запечатлеть то ощущение детства, которое проходит в фильмах. Первой анимацией была «Бан ка». Картина об озорстве и о непосредственном восприятии мира. Сейчас дети достаточно взрослые, и я с ними всегда смотрю все фильмы. «Умку», авторское кино все время показываю. Мне важно: что они поняли или чего не хватает. Они мои зрители и судьи очень серьезные. Кстати, обе рисуют. Старшая не пошла в искусство, а младшая собирается поступать во ВГИК и идти дальше в анимацию. Я горда.

Как вы думаете, как изменилась анимация со времен советского периода?

Она поменялась в техническом смысле очень сильно. В идейном тоже, так как изменилась сама жизнь. Анимация, как и любое искусство, чутко реагирует на все, что вокруг происходит, иначе это невозможно. Мы все люди: и авторы, и зрители. Мы современные, и нас волнуют вопросы сегодняшнего дня, вопросы философские.

16 апреля 2023 года. Аниматору и режиссеру Татьяне Киселевой не хватило оригинальной истории медвежонка Умки, поэтому она решила ее продолжить. Киностудия «Союзмультфильм»

Почему решили вернуться к истокам и возродить «Умку»?

Отвечу просто: не хватило. Правда. Советских фильмов было два. Потом в 2019 году студия сделала еще один рисованный фильм «Умка на елке», не хватило истории, то есть хочется еще, хочется развития. Это такая классная дружба человека и медвежонка, что хочется больше об этом знать.

На кого вы равняетесь в области анимации? Есть ли кумиры?

У нас много хороших современных художников, я их люблю. И, конечно, друзей. Также нравится Галина Голубева, ее фильмы. Нет такого, чтобы равнялась и тянулась к кому-то конкретному. Но есть люди, которые очень восхищают.

В чем черпаете вдохновение?

В жизни: в семье, в доме. Конечно, есть какие-то моменты, которые вдруг замечаешь: они могут огорчать или радовать, не важно, какие они, тебя что-то заставляет выйти из равновесия, это будоражит. Такие моменты вдохновляют двигаться дальше, проработать, сделать историю.

ДОСЬЕ

Татьяна Васильевна Киселева родилась 19 декабря 1978 года. Обучалась в лицее анимационной кинематографии № 333, окончила режиссерский факультет ВГИКа в 2007 году. Лауреат национальной анимационной премии «Икар». Как режиссер дебютировала в 2013 году с короткометражным мультфильмом «Банка».

Новости партнеров