Пресс-тур по Павильону №66 прошел на ВДНХ

Павильон имел ту же форму, но меньшую площадь. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Пресс-тур «О реставрационных работах в Павильоне №66 "Советская культура"» состоялся 28 апреля на Выставке достижений народного хозяйства. Выставочно-культурный и экспозиционный центр Республики Узбекистан откроют для посетителей уже этим летом.

Перед объектом культурного наследия, в котором реставрационные работы подходят к концу, посетителей встретил Олег Шурыгин. Он является главный архитектор проекта. Мужчина проводит научные исследования и реставрацию, а также отвечает за все принятые в проекте решения.

— Ремонт начали еще в 2018 году. Формулировку основной задачи специалисты определили так — это восстановить павильон так, каким он был во время его постройки, в 1954 году. Перед нами стояли сложнейшие задачи, которые, как я считаю, успешно выполнены. Если фасад главного здания сохранился неплохо, то каскадные фонтаны мы восстановили с нуля. Они были утрачены полностью. Изюминка павильона — это отреставрированная беседка-ротонда, — рассказал Олег Шурыгин.

На ВДНХ в то время создавалась эстетика, а потом она распространялась и в других странах. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

Спикер поделился, что в момент начала ремонта, пристройка имела почти первоначальный общий вид. Сильные утраты она понесла в декоре и живописи. Частично был разрушил фонтан в ее центре. Специалистам удалось восстановить практически все элементы декора.

— Главной задачей стало приведение сооружения к первоначальному виду. В первую очередь мы занялись конструктивной безопасностью. Следующим этапом стала научная реставрация: анализ старинных фото, чертежей и документов. Дальше – элементы живописи. Мы восстановили и очистили изначальные цвета. Все элементы, которые вы видите, почти идентичны тем, что были в 1954 году. Мы восстановили утрату по декору практически на 70 процентов — добавил главный архитектор.

Олег Шурыгин рассказал и о нынешнем состоянии работ. Сейчас реставрация достигла завершающего этапа. Подходят к концу работы по декору элементов, замене труб, и восстановление фонтанных механизмов. Докрашивается беседка, а также световой водный каскад украшается. По главному фасаду завершается весь спектр отделочных работ: конечные элементы, кровля, гранитные цоколи, закомары за колоннами, металлические элементы декора.

На ВДНХ в то время создавалась эстетика, а потом она распространялась и в других странах. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

— Огромной помощью по восстановлению исторического облика здания для нас стали исторические фотографии. В архиве ВДНХ мы нашли чертежи и снимки по большинству элементов. Единственное, фотографии были черно-белыми, поэтому исторические цвета сравнить невозможно. Завершение работ планируется летом, — подвел итог Олег Шурыгин.

Он отметил, что высота постройки составила около 24 метра. Архитектор назвал «уникальными» такие элементы павильона, как внутренний световой стеклянный купол, отреставрированный интерьер высокой сохранности, несколько уровней потолочных карнизов. Площадь строения составила около 1200 квадратных метров.

Генеральный директор ООО «Инжстройпроект» Ольга Саратинян рассказала об элементах внутренней планировки, ходе реставрационных работ и дальнейших планах.

— В Павильоне № 66 один этаж и три зала. Центральный и боковые. Здесь планируется открыть арт-кафе, музей и художественную выставку, посвященную Узбекистану. При стройке особое внимание уделили боковым фонтанам. Их чаши были реконструированы практически с нуля. Элементы мозаики создали мастера из Узбекистана. Отдельная тема – живопись. Это поистине грандиозный проект, — рассказала она.

Об истории Павильона №66 и политическом значении рассказал куратор музея ВДНХ Павел Нефедов. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва»

В пресс-туре также принял участие Александр Тарасов. Он является заместителем генерального директора, а именно руководителем Департамента капитального ремонта и строительства ВДНХ. Он уточнил моменты о внутреннем убранстве и начале реставрации.

— Проект по ремонтным работам по межправительственному соглашению передан узбекской стороне. Она продолжила реставрацию. Сейчас идут работы завершающие работы по фонтанной группе и ротонды. Ротонда – доминанта всего ансамбля. У нее легкий, ажурный каркас, в центре –фонтан. В отделке потолков и стен использовали резьбу, лепку, роспись восточных мотивов. Люстры сделаны из бронзы. Они также приобрели легкие воздушные формы. Интерьер будет аутентичен первозданному. Двери воссозданы по историческим чертежам.

Спикер отметил, что обширные работы провели с живописью. В них вошло послойное снятие слоев, консервирование более старых и восстановление их по эскизам. Специалисты практически точно повторили исходный рисунок.

Об истории Павильона №66 и политическом значении рассказал куратор музея ВДНХ Павел Нефедов.

— Изначально строение посвящено Узбекской Советской Социалистической республике. Оно построено еще в 1939 году. Павильон имел ту же форму, но меньшую площадь. В 1954 году архитектор Стефан Полупанов сделал расширенное обличие. В новом культурном объекте слились традиционные мотивы Узбекистана и СССР. На входе вы даже можете заметить советские звезды в декоре. Расположение павильона не менее важно. В Узбекистане обычно от солнца закрываются. Однако эта постройка смотрит на Юг и Запад, что создает атмосферу и ощущение тепла и света, — поделился Павел Нефедов.

Спикер рассказал, что ротонда – некая фантазия архитектора. Построек такого типа в южных странах нет. В 1957 Полупанов выпустил книгу «Архитектурные памятники Самарканда». В ней он представил те же узоры, что и на фасаде. На ВДНХ в то время создавалась эстетика, а потом она распространялась и в других странах.

— Прямых копий в декоре павильона нет, но общий вид воспринимается как нечто привычное Азии. Смысл и истинное мастерство архитектора – настолько вдохновиться духом Юга, чтобы передать в роботе, — добавил он.

В Советское время здесь рассказывали про радио, печать и другие элементы СССР. Смысловое наполнение Узбекистана было в то время не нужно. Поэтому росписи счистили и утратили. Специалисты нашли редкие фото росписей, о которых долгое время никто не вспоминал, и восстановили их.

Новости партнеров