Порт пяти морей вновь принимает пассажиров

1 мая 2023 года. Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов (слева) на открытии после реконструкции Южного речного вокзала. Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и Правительства Москвы

Реконструкция Южного речного вокзала завершена. Об этом 28 апреля сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, который побывал на обновленном вокзале и оценил результат проведенной работы.

Здание Южного речного вокзала не узнать. Еще недавно здесь была масштабная стройка, на которую мы ездили несколько раз, рассказывая вам о ходе реконструкции. А теперь перед нами — современная красивая постройка.

Заходим внутрь через раздвижные стеклянные двери. На входе охрана, металлические рамки — досмотр каждого обязателен в целях безопасности. Таковы современные стандарты. Холл первого этажа поражает своим простором. И хотя здесь толпятся люди, места хватает всем. Слева — милые девушки-администраторы, зона ожидания с мягкими диванами, сувенирный магазин, справа — офисы туроператоров, лифты и лестница, ведущая на верхние этажи. А на противоположной стороне от входа — выход на набережную, к кораблям. Там уже пришвартовано судно «Сергей Образцов».

Открывать Южный речной вокзал приехал лично мэр Москвы. Он рассказал, что восстановлено историческое здание вокзала, его главные декоративные элементы: надпись «Москва», 14-метровый шпиль, компас и скульптуры.

Сергей Антонов с девушкой Юлией на смотровой площадке ЮРВ. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Мы очистили акваторию Москвы-реки, углубили швартовую зону. Благоустроили набережную. В рамках первого этапа отремонтировали причальную стенку, поменяли ограждения и установили лавочки, — сообщил он.

Кроме того, по словам Сергея Собянина, специалисты привели в порядок пространство перед вокзалом.
— Высадили деревья, сделали современное освещение, остановку автобусов и удобный пешеходный переход к «Острову мечты». Теперь Южный речной вокзал стал полноценной частью большого городского парка в Нагатинской пойме, — поделился он. — Таким образом Москва восстановила оба речных порта — Северный и Южный. Вернула себе имя порта пяти морей. Поздравляю с этим событием и приглашаю всех!

МАСШТАБНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

Практически 20 лет Южный речной вокзал находился в заброшенном состоянии. Работы по его возрождению начались лишь в 2021 году. За два года специалисты фактически создали новое, современное здание, которое отвечает всем требованиям пассажирских речных перевозок. Каждый этаж Южного стал чем-то вроде закрытой палубы самого современного круизного лайнера.

Москвичка Анжелика Андреева рядом с диорамой ЮРВ. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

На верхних палубах оборудовали многофункциональные залы для проведения разных мероприятий — от презентаций и конференций до камерных концертов. Кстати, с третьего этажа можно попасть на крышу. Раньше она не использовалась. Теперь же здесь сделали смотровую площадку, напоминающую крытую палубу, откуда через стеклянную загородку можно наблюдать за судами, рекой, жилым комплексом на другом берегу и любоваться видом на «Остров мечты» и парк.

С кровли хорошо виден и шпиль, он полностью новый, так как старый восстановить уже было невозможно. На его кубическом основании с четырех сторон надпись: «Южный речной вокзал».

ВРЕМЕННОЕ ЗДАНИЕ

История Южного речного вокзала очень насыщенная. Он появился на юге Москвы в 1930-х годах, создавался одновременно с Северным речным вокзалом. Изначально ЮРВ располагался в Кожуховской гавани — здесь тогда

заканчивалась городская территория, а рядом проходила железнодорожная ветка, так что с поезда можно было пересесть на речной транспорт и отправиться через Коломну на юг страны.

Корабль «Сергей Образцов». Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Здание Южного речного вокзала было гораздо скромнее, чем Северного, — всего лишь деревянное. Объект состоял из двух павильонов — для пригородных и основных маршрутов, объединенных переходом.

— Автор проекта Роман Хигер реализовал в этом здании очень интересную идею: в оформлении был использован глубокий ультрамарин для имитации южной ночи. В иссиня-черный цвет выкрасили купол здания. Внутри были гостиница, комнаты ожидания, комната матери и ребенка, а над центральным кассовым залом простиралась южная ночь, — рассказал краевед Филипп Смирнов. Пик популярности вокзала пришелся на 1930–1950-е годы. Потом деревянную постройку решили разобрать, а сам вокзал в 1972 году перенесли, расположив на дебаркадере, стоящем на правом берегу реки — это ниже по течению, в Нагатинском затоне. К этому времени в черту Москвы вошли Перерва, Нагатино, Коломенское, Печатники. Реку продолжали углублять. В то время от Южного речного вокзала теплоходы отправлялись в Горький,

Москвичка Ольга Шварц. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Рязань и Константиново, но поток пассажиров сильно уменьшился.

ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА

Постоянное место у вокзала появилось лишь в 1985 году — там же, где он находится и сегодня. Это было здание в стиле советского модернизма, с широкими окнами, башней и шпилем. Фасад украшали пять женских скульптур, символизирующих Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское моря, с которыми связана столица. В торце здания находилась еще одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. А венчал постройку шпиль с наконечником в виде силуэта парусника.

Только вот на это время пришлись самые мрачные страницы его истории.

— Наступили 1990-е, спрос на поездки упал, начался кризис отрасли. Поэтому в какой-то момент площади начали сдавать в аренду, а потом вокруг появилось рыночное пространство, — отметил Филипп Смирнов.

СПРАВКА

На Южном речном вокзале открылся новый туристско-информационный центр (ТИЦ). Он находится на первом этаже здания вокзала. Специалисты центра помогут составить маршрут по достопримечательностям столицы, расскажут об инфраструктуре города, водных маршрутах.

ФАКТЫ

■ Магия цвета. Главной изюминкой первого здания вокзала был ультрамариновый купол ресторана с рельефом светло-оранжевых колец — звезд. По задумке архитектора, это была имитация южной ночи.

■ Необычная форма. Современное здание, спроектированное в 1985 году Юрием Коганом, по форме напоминает палубу корабля.

■ Символы моря. Пять женских скульптур на фасаде здания символизируют пять морей, с которыми связана столица.

■ Станция с историей. Метро рядом с вокзалом хотели открыть еще в 1985 году, но появилось оно лишь спустя 30 лет — в 2015-м открылась станция «Технопарк».

ЦИФРА

15 минут идти пешком от станции метро «Технопарк» до Южного речного вокзала.

Новости партнеров