Уникальная возможность прикоснуться к вековой истории

18 мая 2023 года. Главный хранитель «Коломенского» Ольга Полякова. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В Сытном дворе музея-заповедника «Коломенское» открылась масштабная экспозиция «Коломенское. Шедевры коллекции», посвященная столетию музея. Она объединила уникальные произведения из запасников заповедника.

Миска в виде капусты. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Всего на выставке представлено 280 экспонатов, многие из которых показаны впервые. Долгое время они хранились в запасниках. Эти запасники главный хранитель музея Ольга Полякова сравнивает с сокровищницей. И сама экспозиция продолжает эту метафору: здесь представлено огромное количество предметов, сделанных из драгоценных металлов и уникальных материалов. Так, в одном из залов почти всю стену занимает золоченая сень от Царских врат с иконой «Тайная вечеря». Потерявшую позолоту раму вместе с иконой XVIII века реставраторы музея восстанавливали больше года. Ее в начале прошлого века привез в «Коломенское» первый директор музея-заповедника, архитектор Петр Барановский, спасавший древние монастыри и иконы от уничтожения в разгар антирелигиозного движения. Именно он и заложил основу коллекции музея-заповедника.

К слову, на втором этаже Сытного двора можно увидеть один из любимых экспонатов самого Барановского — заводные каминные часы. Дерево акации над часами поражает своей ювелирной работой: маленькие веточки и листики сделаны с филигранной точностью.

Царские врата XVII века. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

— Эти часы принадлежали парфюмеру Брокару, — поясняет Ольга Полякова. — В 1917 году он уехал за границу, а все его имущество было национализировано. Барановскому удалось спасти эти часы и привезти их в «Коломенское». Здесь они были были отреставрированы и некоторое время находились в его квартире.
Как вспоминает дочь архитектора Ольга Барановская: «У отца был большой кабинет... На столе часы, представлявшие собой холм, покрытый мхом, из которого вырастало дерево с ветвями, листьями и «рай- скими птицами», которые, если их завести, двигались и пели...».

По словам хранителя, часы Брокара — Барановского и сейчас на ходу. И если их завести, то птицы запоют точно так же, как и 100 лет назад.

Сама хранитель считает одним из важнейших экспонатов выставки жалованную грамоту царя Федора Алексеевича дворянину Юрию Скрипицыну о переводе поместий в его вотчину. Эта грамота была пожалована ему за участие в походах во время Русско-польской войны.

— Документ дарения оформлен на большом листе дорогой французской бумаги, украшенной великолепными орнаментами, — отмечает Полякова. — Это ценнейший документ, который по обычаям того времени был прикрыт тканью и скреплен печатью. Здесь мы видим и роскошную ткань с вышив- кой, и царскую печать из красного воска.

Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» (слева), сень Царских врат с иконой «Тайная вечеря» (в центре), икона «Одигитрия» (справа). Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Грамота поступила в запасники «Коломенского» в прошлом году. Правда, находилась она в плачевном состоянии: бумага XVII векарассыпалась, а старая ткань распадалась на части. Для того чтобы ценный документ бережно отреставрировать, пришлось создавать отдельный реставрационный совет.

— Мы пригласили лучших специалистов по графике, ткани и печати из Центра Грабаря и ГМИИ имени А. С. Пушкина, — вспоминает Ольга Полякова. — Этот совет все время контролировал работы по реставрации.

Продолжает тему сокровищ удивительный клад, обнаруженный строителями в 1962 году во время рытья котлована под кинотеатр «Орбита».

За стеклом — кувшин и россыпь монет от 1835 до 1915 годов выпуска.

— Исследователи сделали вывод, что этот клад принадлежал одному из крестьян села Коломенское, — поясняет Ольга Полякова. — Дело в том, что номинал монет мелкий. Скорее всего, крестьянин долго откладывал деньги, а во время революционных событий закопал, чтобы потом вернуться за деньгами. Только вернуться ему уже не удалось...

Жалованная грамота царя Федора Алексеевича. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Этот крестьянский клад сегодня хранится в музее в отделе нумизматики и неизменно вызывает большой интерес у посетителей. Романтиков эта история вдохновляет на веру в чудо, в то, что не все клады найдены и можно еще попытать счастья. Скептики же вспоминают историю своей семьи, прабабушек и прадедушек, многих из которых революция также разлучила с домом и родными.

Работать выставка будет весь летний сезон, вплоть до 1 октября.

СПРАВКА

Сытный двор представляет собой сохранившееся до нашего времени южное крыло Сытного двора XVII века который был возведен в период основного строительства загородной царской резиденции Алексея Михайловича. В его палатах пекли хлеб, готовили рыбу и мясо, делали квас, а также хранили припасы.

Новости партнеров