Шустрый «дырчик» даст фору электромопедам

13 июля 2023 года. Велосипед «Прогресс» с двигателем Д-4. Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Прокатные самокаты и другие личные средства передвижения уже прочно вошли в нашу жизнь. Людей на моноколесе или скейтборде с приводом больше не провожают удивленными взглядами. А этим летом для москвичей стали доступны прокатные электровелосипеды 2.0. Однако, о чем многие не подозревают, СИМ — отнюдь не новое веяние моды. В СССР подобные средства передвижения были массовыми. И в этом году у одного из них — юбилей. «ЮГ» решили вспомнить, на чем гоняли по дорогам наши деды, превратив свои велосипеды почти в мотоциклы.

В этом году исполняется 70 лет со дня изобретения самого популярного в СССР микродвигателя — легендарного Д-4, двухтактного моторчика, собранного в 1953 году профессиональным фотографом и страстным велосипедистом-любителем Филиппом Прибылым.

В послевоенные годы по всей стране полным ходом шло восстановление разрушенной войной экономики, совершился ее переход с военных рельс на мирное строительство. В стране, как сегодня сказали бы, произошло множество «бумов» — строительный, кинематографический, фотографический и... велосипедный. Транспорта не хватало, и велосипед встал в один ряд с автомобилем — у него был государственный регистрационный знак, а за право владения взималась ежегодная налоговая пошлина.

Однако машина или мотоцикл для многих оставались несбыточной мечтой, и люди мечтали о простом, доступном и недорогом средстве передвижения. И в 1953 году на одном из советских заводов был налажен массовый выпуск микромоторчика весом 6 килограммов, имевшего мощность в одну лошадиную силу — Д-4.

Че Гевара на велосипеде с двигателем «Микрон». Фото: музей Че Гевары

До мотора Д-4 конструкции Филиппа Прибылого в мире уже существовали подобные модели. Например, легендарный Че Гевара, приспособив к своему велосипеду подобный моторчик, а именно — «Микрон» итальянской фирмы Гарелли, совершил свою первую поездку по Южной Америке, покорив дистанцию в четыре тысячи километров!

Филипп Прибылой же создал простую, но намного более совершенную конструкцию — с цепным приводом мотора. Он работал на масляно-бензиновой смеси, а двухлитрового топливного бака хватало на неделю езды. Это была оригинальная советская конструкция с минимальным количеством деталей, способная работать при весьма условном уходе и низком качестве топлива.

Корреспондент «ЮГ» отыскал «живой» двигатель Д-4, выпущенный в далеком 1959 году и установленный на велосипеде «Прогресс» московского любителя старины Константина Пыжина из Чертанова Южного.

Эмблема завода ЗиЛ. Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— Этот Д-4 был выпущен в Ленинграде на заводе «Красный пролетарий». В те годы людей с умелыми руками было много, и советская промышленность выпускала для таких энтузиастов набор для превращения любого велосипеда с мужской рамой в мотовелосипед. Через «Посылторг» любой мог заказать себе такой мотор, — рассказал Константин.

По его словам, мотор Д-4, ласково прозванный в народе «дырчик» (за характерный звук, который он издавал при работе.  — «ЮГ») и его модификации стали самыми массовыми моторами для велосипедов в мире: их выпустили более 11 миллионов экземпляров. Как же с ним ездить?

Мотор Д-4. Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

— Для начала надо приготовить топливо: налить в емкость бензин и масло в соотношении 1 к 20, — говорит Константин. — Залив смесь, надо нажать несколько раз кнопку старта, подав топливо в двигатель.

Затем, отжав сцепление, нужно несколько раз крутануть педали либо на ходу, либо установив заднее колесо на подножке, и двигатель должен завестись.

Константин разрешил и нам проехаться на чуде техники. Садимся на велосипед, отпускаем ручку сцепления и, поддав газку, уносимся вперед, оставляя за собой синеватую струйку выхлопных газов. Разгоняется пожилой велосипед так же стремительно, как и 70 лет назад, а вот тормозит неохотно.

Фара с динамо-машиной. Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Впрочем, езда по грунтовой дороге не располагает к скоростям больше 20 километров в час — уж больно трясет. Зато на асфальте он устремляется пулей. Как писали в журнале «Техника молодежи» в 1958 году, Д-4 вполне способен развить скорость больше 25 километров в час, однако такого не выдержала бы рама велосипеда «Прогресс». Так что дедушка «дырчик» вполне может дать фору современным электромопедам.

Новости партнеров