Самое ценное на свете

30 июня 2023 года. Супруги Александр и Ольга Пономаревы позируют на фоне получившего Гран-при конкурса портрета семьи священника Василевского. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась традиционная летняя выставка «Семья — душа России», посвященная базовым ценностям в жизни каждого человека: любви, семье, детям, родителям и родному дому. В экспозицию вошли как музейные шедевры, так и работы авторов-победителей всероссийского конкурса.

Выставка в Казаковском зале Большого дворца представила работы из собраний российских музеев и современных авторов, отобранных жюри в рамках конкурса, проводящегося уже седьмой раз.

«Анна Ге». «Портрет Анны Петровны Ге» с детьми на выставку предоставил Государственный Русский музей

Своеобразной заставкой выставки стали несколько семейных портретов XIX века из разных музеев. Так, из Переславля-Залесского приехал трогательный провинциальный портрет семьи Повалишиных, написанный Ефимом Спажинским в начале XIX века. Из Твери — портрет семьи небогатого провинциального священника, а Третьяковская галерея предоставила «Маму» Аркадия Пластова. Пластов изобразил женщину, которая на фоне ярко-красных подушек в ослепительно-белой кофте кормит малыша. Она освещена солнцем, и кажется, что и сама вся светится. Это придает картине немного возвышенный и даже в каком-то смысле сакральный смысл. «Мама», написанная в 1964 году, стала настоящей Мадонной соцреализма!

По-своему раскрывает тему материнства Борис Неменский в работе «Тишина» из коллекции Вятского художественного музея им. В. М. и А. М. Васнецовых: в изображении спящей молодой женщины с ребенком художник показывает покой, который подарило этим людям окончание войны и долгожданный мир.

«Светлый день». Работа «Светлый день» за авторством художника Дмитрия Петрова в 2022 году уже входила в список победителей конкурса «Семья — душа России», завоевав почетное второе место

— Неменский был довольно суровым человеком, — рассказывает куратор Виктория Зубравская (на фото). — Он очень много писал на тему войны. Его кисти принадлежали такие драматические вещи, что на некоторые из них сложно смотреть — настолько они душераздирающие по своему содержанию! Но эта работа другая. Спящая женщина с ребенком наполнена ощущением тишины и умиротворения, которые делают эту вещь совершенно незабываемой!

Если идти дальше вглубь экспозиции, то можно увидеть работы, посвященные теме дружбы: верные товарищи, живущие в соседних дворах, кисти художника-монументалиста Елены Романовой, работа «Детство» малоизвестного кировского художника… Отдельное внимание на выставке уделяется этапам истории нашей большой страны. Так, эпохе  1930-х годов посвящена картина Юрия Ракши «Моя мама». В 1972 году на Парижской биеннале в номинации «Реалистическая живопись» полотно получило первую премию.

— На картине изображены четыре женские фигуры, которые списаны с жены художника, — поясняет Зубравская. — Дело в том, что в те годы молодой Ракша был крайне беден, поэтому денег на натурщиц у него не было. Впрочем, работе это пошло только на пользу: она насквозь пронизана любовью и теплыми чувствами.

«Врачи военного времени». Эта полная света работа молодого художника Василия Кураксы заняла первое место на конкурсе

Теплые чувства вызывают и работы современных художников — участников и лауреатов конкурса. Так, на самом видном месте экспозиции располагается полотно Ильи Овчаренко, изображающее семью священника. В центре сидит отец Даниил Оболенский и держит на руках младшего сына, а рядом улыбается его супруга. По двум сторонам от четы — их старшие дети: от малышей до совсем взрослых.

— Картина написана в очень серьезной, вдумчивой манере, — говорит Зубравская. — Мы отметили и довольно неплохую школу академического рисунка. Поэтому поместили работу в центр экспозиции. И так случилось, что именно картина Овчаренко в итоге получила Гран-при конкурса!

«Моя мама». Это полотно Юрия Ракши, написанное в 1969 году, получило первую премию на Парижской биеннале в номинации «Реалистическая живопись». Все женские фигуры в работе художник писал со своей жены

Второе место досталось картине «Гармония. Семья» Андрея Подшивалова. Художник регулярно участвует в конкурсе. Его стиль легко узнаваем: он пишет полотна довольно большого размера на тему крестьянского труда. Медленный, неторопливый ритм рассказа придает изображаемым им фигурам значительность и красоту.

Очень интересны работы, посвященные воспоминаниям о войне. Трудно оторвать взгляд от изображения молодой медсестры, с улыбкой развешивающей одежду раненых на веревку для сушки. Солнца в работе так много, что солнечные блики, кажется, сейчас выйдут за границы холста и зальют светом весь Казаковский зал. К слову, эта работа Василия Кураксы получила первое место в конкурсе.

«Посиделки». Работа, выполненная росписью по сырой эмали художницей Юлией Петлиной. Она считается одной из тех, кто в свое время стоял у истоков возрождения гжельской майолики

Вообще, в этом году заявок на участие было так много, что отведенные под экспозицию помещения не вместили все отобранные жюри работы.

— Если в том году было отобрано 67 работ, то в этом уже 94! — улыбается Зубравская. — Даже возникла определенная проблема с их размещением. В итоге мы прибегли к так называемой шпалерной развеске, закрывающей всю плоскость стен. Сегодня она не слишком популярна, но в нашем случае получилось очень неплохо.

Декоративная композиция «Радость жизни». Помимо художественных работ на выставке можно было увидеть предметы декоративного творчества
Новости партнеров