Русский отец перуанской археологии

3 августа 2023 года. Светлана Калистратова в Государственном Дарвиновском музее на выставке, посвященной Перу. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Необычную выставку подарила столице жительница района Нагатино-Садовники—известный художник Светлана Калистратова. На ее торжественном открытии 3 августа в Дарвиновском музее побывали корреспонденты «ЮГ». 

Шестой, седьмой, восьмой этаж — словно крутой горной тропой, ведущей к древнему южноамериканскому городу Мачу-Пикчу, поднимаются гости выставки по ступеням-залам башни Дарвиновского музея.Яркие абстрактные полотна, диковинные экспонаты... Здесь разместилась необычная экспозиция под названием «Инварианты эволюции культуры. Перу — Россия», объединившая картины, исторические фотографии, документы и уникальные предметы быта, культа древнейших цивилизаций, населявших когда-то территорию современного Перу.

Евгений Яковлев
В честь этого российского
ученого названы площадь и бульвар в столице Перу Лиме. На фото он запечатлен с мумией, и не просто так: Евгений внес неоценимый вклад в развитие археологии и исторических наук далекой страны.

Выставка Светланы Калистратовой приурочена к 160-летию дипломатических отношений Республики Перу и Российской Федерации, главный же герой экспозиции — родной дядя Светланы, русский эмигрант, ученый Евгений Яковлев, именем которого названы площадь и бульвар Лимы.

ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО

О своем родственнике Светлана Николаевна с детства знала из воспоминаний матери, его родной сестры Нины. В многодетной семье учителей-народников Никандра и Александры Яковлевых были приняты строгие правила воспитания. Всех шестерых детей любили, не баловали, старались дать как можно более разностороннее образование. Музыкально-литературные вечера в их доме в городе Торжок Тверской губернии были обычным делом, собирал детей глава семейства и на ежедневные уроки рисования. Как рассказывала Нина Никандровна, рисунки Жени особенно выделялись.

Крокодиловый кайман
Этот небольшой крокодил —распространенное явление для Перу. Самцы редко достигают размеров больше двух метров в длину. Особенны они тем, что их окрас меняется на холоде: кайманы темнеют от прохлады.

Так, ему удалось скопировать почти всю книгу о животных немецкого зоолога Альфреда Брема. Детская же комната Жени Яковлева, заставленная какими-то приборами и экспонатами, напоминала научную лабораторию. Неудивительно, что по окончании гимназии юноша легко поступил в Петровско-Разумовскую академию, известную сегодня как Тимирязевская. Увы, его карьеру ученого прервали Первая мировая война и Октябрьская революция.

Воины Наска в головных уборах
Наска — это пустынное плато на южном побережье Перу. В честь него названа и древняя цивилизация, которая соседствовала с народом Мочика.

— Рекруту царской армии Евгению Яковлеву не пришлось участвовать в боевых сражениях, но он был вынужден вместе с остатками Добровольческой армии эмигрировать в Турцию, —объясняет художник Светлана Калистратова. До наших дней сохранились три последних письма от Евгения Никандровича, присланные из далекого загадочного Перу. Именно туда добрался начинающий ученый в 1923 году. Он писал матери, как поразила его эта страна своим богатым на тайны миром. Родные узнали, как Евгений стал научным сотрудником Национального музея археологии и истории Перу, как среди близких его друзей оказались такие именитые ученые, как первый перуанский археолог и антрополог Хулио Слесар Тельо Рахас. К сожалению, уже в середине 1930-х годов тонкая ниточка связи оборвалась.

— Только в 2015 году моя родственница наткнулась в интернете на статью Евгения Шергалина в орнитологическом журнале. Мы прочитали, что в далеком Перу помнят и чтут имя русского ученого Евгения Яковлева, ушедшего из жизни слишком рано, в 39 лет, в 1934 году, но успевшего сделать в чужой стране немало важных открытий. Вместе с тем автор подчеркивал, на родине о нем до сих пор почти ничего не известно. Эта весть из прошлого стала для меня настоящим шоком, — признается Светлана Николаевна. С 2015 года в ее творчество ворвались перуанские сюжеты.

ОТ НАУКИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСТВО К ДРУЖБЕ 

Ай Апаек
Сосуд в виде божества Ай Апаека, палача богов. Люди его одновременно боялись и почитали: считалось, что именно он дает еду, воду и военные победы народу. Но за это нужно было платить суровому богу жертвоприношениями.

На открытии выставки в 2023 году в Дарвиновском музее с приветственным словом выступил советник посланника посольства Республики Перу в Российской Федерации господин Хосе Хавьер Аугусто Шау. Российско-перуанские дипломатические отношения сложились в 1863 году, когда в Перу правил маршал Мигель де Сан-Роман, а в России — император Александр II. И эти прошедшие более чем полтораста лет сплотили наши государства. Господин советник привел в качестве одного из примеров историю научных исследований Евгения Яковлева. В феврале этого года в перуанской столице Музей минералов Андреса де Кастильо представил выставку «Русские исследователи доколумбового периода», где главными экспонатами стали работы ученых Евгения Яковлева и Юрия Кнорозова, прославившихся уникальными исследованиями культур древних цивилизаций.

Сосуд для напитков
В древнем Перу была распространена керамика, и наиболее известными считаются поделки народа Мочика, жившего на территории страны. Искусная лепка, следы штамповки и животные мотивы поражают!

Представитель перуанского посольства выразил надежду на дальнейшее развитие этого взаимодействия. В экспозиции Дарвиновского музея в окружении картин племянницы Яковлева неслучайно предстали точные копии, реплики артефактов музея из далекой Лимы — будь это мумия из Паракаса или бутыль с фигуркой бога Ай Апаека, или керамический сосуд-касатка. За каждым из этих экспонатов тянется след памяти о русском ученом. 

«Леди из Као»
Это реплика мумии, найденной
в 2006 году. Женщина из племени Мочика была захоронена с двумя церемониальными боевыми дубинками, что предполагает ее высокий статус в обществе

— Фотография Яковлева с подобной мумией дошла в одном из писем в Россию. Известно, что Евгений Никандрович вместе с Хулио Тельо выезжал на раскопки некрополя Уари-Кайян, — проводя небольшую экскурсию, рассказала Ольга Стрелкова, старший научный сотрудник Дарвиновского музея, куратор выставки. Музейные работники уже провели свое расследование и вышли на частный перуанский Археологический музей Рафаэля Ларко Эрреры. Подлинные древности хранятся в его залах, а реплики с них выполнили наши специалисты.

Кстати, выбор именно Дарвиновского музея для столь неординарной выставки объяснила его директор Анна Клюкина. Главные направления работы музея — эволюция, развитие жизни на земле. 

— Особенно приятно представлять работы нашего соотечественника по изучению Перу, одной из древнейших культур, — отметила Анна Иосифовна. 

ИНВАРИАНТЫ ПРОСТРАНСТВА

«Геоглиф»
Картина Светланы Калистратовой, нарисованная к 160-летию отношений Республики Перу и Российской Федерации. Геоглифы — это геометрические или фигурные узоры, которые наносили на землю в древности.

Следуя по картинной галерее, ловишь себя на почти космическом ощущении. И дело не только в абстракции, которую так фантастически выплескивает на холсты Светлана Калистратова. Символы, переселившиеся на ее полотна из перуанских шаманских обрядов, геоглифы пустыни Наска, воспарившие в невероятно сочном цветном пространстве картин, напоминают о древних тайнах, до сих пор не раскрытых. 

— Из десяток версий о происхождении геоглифов ни одна сегодня так и не получила научного признания, — согласилась Ольга Стрелкова. 

Во время обзорной экскурсии по выставке ее главный куратор Илья Вольнов, директор Центра технологической поддержки образования, директор центра компетенций WorldSkills Московского политехнического университета, кандидат технических наук, прямо заявил, что нужно «вернуть Яковлева на родину». 

— Важно сделать полный перевод его трудов на русский язык, организовать проведение чтений его научных статей. Необходимо на их основе подготовить темы для диссертаций, также для научно-исследовательской деятельности аспирантов. Научные работы Яковлева — это благодатный материал для дальнейших исследований, — поделился своими мыслями Илья Николаевич. Он даже привел конкретные примеры. Так, краски, используемые при производстве керамических изделий и тканей у племен Наска, Мочика, за целых 2000 лет не разложились. А современные масляные краски через 100 лет уже полностью разрушаются. Не понятно современным ученым, как создавались их архитектурные памятники, как возводились мегалитические здания, каким образом в них появились, например, пустоты. Ведь даже с современными совершенными технологиями этот «трюк» не получается возродить. И опять возвращаясь в беседе к тайне происхождения геоглифов, мы (корреспонденты «Юг» и организаторы выставки) почти шепотом намекаем друг другу — без инопланетного участия в этих земных делах не обошлось. Ответы на эти тайны ведут нас, конечно, в космос. И истина уже где-то рядом... 

СПРАВКА

Светлана Калистратова — художник, племянница ученого Евгения Яковлева, известного в Перу археолога. Окончила НИЯУ МИФИ, с детства увлекалась живописью и творчеством. Первую свою работу представила на выставке в 1990 году. 

Новости партнеров