Обретая голос заново

14 августа 2023 года. Иеродиакон Роман (Огрызков) с колоколом XX века. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Вот уже три года колокольный центр Данилова монастыря оказывает помощь поисковикам-подводникам в восстановлении историй погибших кораблей. Недавно в монастырской мастерской завершился проект по производству копии рынды с легендарного теплохода «Армения».

1928 год. Теплоход «Армения» на стапелях Балтийского завода. Это был один из кораблей, построенных по проекту «Аджария», куда входили: «Крым», «Грузия», «Абхазия», «Украина» и «Армения». Фото: центр подводных исследований русского географического общества

И деревянно-картонные шаблоны, и формовочные столы, и защитная маска для работы у печи с жидким металлом — все эти хитрые приспособления свидетельствуют о непростой и очень творческой работе. Здесь, в небольшом ангаре в сотне метров от монастырских храмов, конечно, нет места для настоящего колокольного цеха. Корреспондентам «ЮГ» удалось лишь отчасти прикоснуться к таинству колокольного производства на монастырском складе. Цех колокольного литья, где под руководством иеродиакона Романа рождается колокольное чудо, расположен недалеко от подмосковной Рузы, в селе Покровское. В монастырских же стенах зачастую начинается священнодействие, например, изучаются, обмеряются привезенные из экспедиций древние, даже отслужившие свое колокола. Звучание колокола зависит от многих причин: его величины, толщины стенок, состава металла, технологии литья. 19 лет назад у отца Романа в качестве одного из послушаний появились обязанности звонаря на колокольне. Науку колокольного литья он освоил немного позже, но до сих пор продолжает совершенствовать свои навыки, пополняя знания с каждой новой находкой.

ПОДАРОК СУДЬБЫ

Весной этого года к прославленному мастеру Данилова монастыря обратились специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО).

2020 год. Колокол, поднятый с затонувшего теплохода «Армения». Фото: центр подводных исследований русского географического общества

В кратчайшие сроки нужно было сделать реплику корабельной рынды, изначально планировалось уже 22 июня, в День памяти и скорби, представить ее на всеобщее обозрение. О сенсационной находке — обнаруженном на глубине более 1500 метров затонувшем теплоходе «Армения» — еще в 2020 году объявили, наверное, все средства массовой информации. Почти 80 лет о месте гибели огромного корабля Черноморского флота не было информации. Только с помощью технических средств (гидролокатора, уникальной подводной робототехники и др.) удалось увидеть не только заиленный корпус водоплавающего гиганта прошлого столетия, но и найти его «голос» — корабельный колокол с сохранившимся названием судна «Армения».

2020 год. Операция по поднятию со дна рынды с теплохода «Армения», проводившаяся на борту опытового судна «Селигер». Фото: центр подводных исследований русского географического общества

— Это действительно подарок судьбы. Крайне редко подводным исследователям выпадает такая удача. Уже после первого погружения осмотрового робота наши исследователи прочитали на полученной видеозаписи некоторые слоги: «ме», «ни». Полное же название затонувшего корабля открылось, когда рында оказалась на палубе опытового судна «Селигер», — вспоминала начальник службы коммуникаций ЦПИ РГО Марина Давыдова. Во время работы над копией рынды она тесно общалась с отцом Романом. Она призналась, что поднять колокол было делом многотрудным, ее коллегам пришлось работать в течение целой недели, прерываясь лишь на сон. Группы сотрудников Центра и экипажа судна менялись, продолжая трудиться и ночью, остановки в работе случались иногда из-за технических сбоев. Корреспонденты «ЮГ» тоже связались с Мариной для получения подробной картины уникальной экспедиции.

— Мы уверены, что в мире не случалось еще подобного опыта. Наш главный помощник, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, иногда «капризничал». Тестируем его на берегу — все хорошо, а на глубине вдруг отказывается работать, точно не робот, а живой человек. И ведь каждый спуск на глубину продолжался в течение двух часов, потом следовал такой же длинный подъем на поверхность. Столько часов тревожных ожиданий… Но все же мы «уговорили» его, — не скрывала гордости за коллег Марина.

Просматривая сегодня кадры видеохроники, привезенные из той экспедиции, хочется наречь робота-водолаза каким-нибудь человеческим именем, может быть, Тимоней? В той страшной подводной темноте кто угодно способен был испугаться, и он, этот механический «организм», выглядит таким по-человечески теплым, беззащитным, но добрым, очень разумным. И ведь смог же зацепить своей «ручкой» - манипулятором опустившуюся на корабельный нос 30-килограммовую рынду. Только вытянуть наверх драгоценную ношу получилось уже с участием гаража-заглубителя и лебедки. Одному осмотровому Тимоне, достающему взрослому мужчине едва до груди, с этой задачей, конечно, было бы не справиться.

ЖИВЫЕ СВИДЕТЕЛИ ТРАГЕДИЙ

14 августа 2023 года. Оттиск мастерской монастыря. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

На стеллажах ангара-склада Данилова монастыря сегодня хранится несколько старинных колоколов. Стройным глубоким звучанием отзываются классические церковные образцы. Куда как резонансно «выкрикивает» по сравнению с ними корабельная рында. И это понятно. Ее голосом команду корабля оповещают о ходе времени, о корабельных праздниках и тревогах. Недавно у отца Романа появился еще один обитатель морей — корабельный колокол 1909 года. В три строки на нем читаются название корабля — Stör, портового города приписки — Kiel и год, когда он был отлит.

— Его подняли со дна Финского залива во время одного из погружений участников проекта «Поклон кораблям Великой Победы», — рассказал иеродиакон, — однако этот артефакт найден не на своей родной палубе, а снят с затонувшего госпитального парохода, который участвовал в известном Таллинском прорыве 1941 года. Корабль нашли недалеко от Турку.

Есть предположение, что рынду для него могли выкупить. Мы сегодня делаем ее копию.

14 августа 2023 года. Колокол XVIII века в мастерской Данилова монастыря. Фото: Анатолий Цымбалюк, «Вечерняя Москва»

Отец Роман наконец-то позволил услышать, как звучит и эта ни с чем не сравнимая реликвия. Резкий бронзовый «голос» точно заставил время обернуться вспять: вспомнилось, как в конце августа 1941 года погибли 62 судна и почти 15 тысяч человек. Необходимо найти эти подводные братские могилы. Кстати, в поисковых операциях принимает участие эконом Данилова монастыря игумен Иннокентий. Рында Stör была найдена с его участием. В деревянном храме поселка Диксон сегодня звонят классические колокола. Но уже совсем скоро, как обещал отец Роман, к их дружному ансамблю присоединятся и копии рынд с пароходов «Марина Раскова» и «Александр Сибиряков», отлитые мастерами колокольного цеха Данилова монастыря. В память о погибших в северных океанских водах в годы Великой Отечественной войны моряках и пассажирах прозвучат воссозданные голоса корабельных колоколов.

ЧТОБЫ СЛЫШАЛИ

Музыкальный салон, оборудованный на теплоходе «Армения» для его пассажиров. Фото: центр подводных исследований РГО

Копия рынды с теплохода «Армения» вместе с подлинником нашли временное пристанище в консервационной реставрационной мастерской в Санкт-Петербурге, хранятся под присмотром специалистов ЦПИ РГО. 7 ноября, в день гибели корабля, на Ялтинской набережной, рядом с местом последней его швартовки, решено установить у памятного мемориала реплику корабельного колокола «Армении». Там же будут увековечены имена его пассажиров и членов экипажа, всех, кого удалось установить, а это более 5000 человек. Настоящий же колокол с «Армении» должен украсить Ялтинский историко-литературный музей. Его стены сберегут рынду от соленых ветров, морских брызг и дождей. Ну а поисковики-подводники продолжают свою исследовательскую работу. Важно, чтобы голоса погибших в море кораблей не переставали звучать.

 

СПРАВКА

Теплоход «Армения» был построен в 1928 году на Балтийском заводе Ленинграда, в 1941 году в Одессе переоборудован под санитарный транспорт для одновременной транспортировки 950 человек. В свой последний путь корабль вышел 7 ноября 1941 года в 8:00 из порта Ялты с большим перегрузом. Предполагается, что в эвакуацию на его борту отправились до 10 000 человек.

Новости партнеров