Новое содержание формы

21 сентября 2023 года. Реконструкторы Анатолий Мясников (слева) и Алексей Старцев показывают форму капитана Советской армии образца 1943 года. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

В школе № 1636 прошел курс уроков «Живой истории» проекта «Равнение на героев». Корреспондент «Южных горизонтов» узнал, чему могут научиться ребята у настоящих реконструкторов.

В актовом зале на столах аккуратно разложены экспонаты: элементы снаряжения и личные вещи, которые носили с собой красноармейцы в период Великой Отечественной войны. Как объяснил реконструктор Анатолий Мясников, все вещи для экспозиции собрали из личных коллекций членов некоммерческой организации «Защитник», которые проводят уроки «Живой истории».

— Часть, конечно, реплики, — сказал он. — Форма, кобуры, ремни — все это со временем просто истлевает и приходит в негодность, поэтому их шьют уже сейчас. Часы, котелки, портсигары и мыльницы мы реставрируем: после аккуратной очистки и починки такие вещи выглядят как новые. А вот оружие у нас настоящее, фронтовое: и винтовки, и карабины, и пистолеты-пулеметы вполне могли участвовать в боях против фашистских захватчиков, а не просто лежать на складе. Каждое, разумеется, охолощенное: выстрелить из него не получится при всем желании.

По словам организатора проекта «Равнение на героев», руководителя аппарата Совета депутатов муниципального округа Орехово-Борисово Южное Дениса Беляевского, в этом году запланировано провести 150 уроков «Живой истории» до 5 декабря, а в следующем их будет еще больше.

— Мы запустили уроки проекта в 2015 году, — рассказал он. — Начали с московских стрельцов XVII века, потом меняли эпохи. Сейчас мы начинаем работу над двумя новыми для нас направлениями: войной в Афганистане и Битвой за Москву, конкретно — Московским ополчением, которое встало на защиту столицы.

В школе № 1636 прошел курс уроков «Живой истории» проекта «Равнение на героев». Корреспондент «Южных горизонтов» узнал, чему могут научиться ребята у настоящих реконструкторов. Фото: Анна Малакмадзе, «Вечерняя Москва»

Главное отличие уроков «Живой истории» от обычных занятий — это призма, через которую подаются знания. Реконструкторы рассказывают школьникам не только об исторических событиях, но еще и об одежде, снаряжении и обмундировании, жизни и быте солдат эпохи, о которой идет речь. Это помогает лучше погрузиться в тему и представить, с какими трудностями приходилось сталкиваться их предкам. Ведь намного нагляднее объяснить работу связиста ребенку, привыкшему к смартфону в кармане, показав ему тяжелый аппарат в заплечной сумке и моток провода, который приходилось тянуть от штаба до окопа!

— В конце занятия школьники могут в свободной форме задать любой интересующий их вопрос, — добавил Денис Беляевский. — Ну и, конечно же, уделить какое-то время изучению наших экспонатов: в отличие от музея, где оружие и элементы экипировки находятся за витриной, на наших уроках каждый может взять вещи в руки, примерить их, изучить подробнее. Эта часть урока всегда вызывает наибольший интерес!

Самое главное, что сами ребята по достоинству оценили необычные уроки истории: как поделился учащийся 11-го класса школы № 1636 Кирилл Самохин, такой уникальный подход захватывает с первых же минут. Впрочем, интерес молодого человека к истории объясним не только этим — Кирилл собирается сдавать ЕГЭ по этому предмету и еще задумывается о том, чтобы стать учителем.

— Мне кажется, что это очень хороший проект, который способен увлечь не только любителей истории, но и тех, кого от нее оттолкнули долгие параграфы в учебниках, — сказал он. — С нетерпением жду следующего урока «Живой истории»: узнавать подробности и детали, изучая прошлое, — это самое интересное!

Новости партнеров