Русский Нотр-Дам Анны Ахматовой
К выставке «Поэма про героиню. Анна Ахматова в «Коломенском» в одноименном музее-заповеднике появился новый арт-объект — лавочка поэтессы. Корреспондент «ЮГ» заглянул на выставку, посидел на лавочке и расспросил москвичей, о чем они думают, оказавшись в этом особом месте.
Сотрудникам музея-заповедника удалось выяснить, что, будучи в Москве, Анна Андреевна посещала эти места, и об этом сохранились воспоминания ее друзей.
— В мемуарах подруги поэтессы, Лидии Корнеевны Чуковской, есть информация о том, что они вместе прогуливались по «Коломенскому» после того, как Анна Андреевна оправилась после инфаркта, — рассказала куратор Лилия Розова. — Тогда ее особенно потрясла церковь Вознесения. Ахматова после визита сказала, что «это прекраснее, чем Нотр-Дам!» Мемуары действительно способны рассказать очень много о жизни великих людей. И вот в воспоминаниях нашли фразу: «Нам рассказали об Иване Грозном» — то есть косвенное указание на то, что Анна Андреевна слушала экскурсии и любовалась не только живописными пейзажами, но и посещала экспозицию.
— В одном из залов мы показываем предметы, которые как раз выставлялись в то время, когда Ахматова здесь гуляла, — рассказала Лилия Розова. — Отдельно представлены и фотографии «Коломенского» середины прошлого века, а еще адреса Анны Андреевны в Москве — квартира семейства Ардовых на Большой Ордынке и квартира на Тверской.
Именно здесь, в златоглавой столице, Анна Ахматова увлеклась допетровской культурой, именно за духом старины она стремилась сюда из сурового северного Ленинграда. В ее лирике после визитов появляются и Иван Грозный, и Борис Годунов. Неудивительно, что ее так впечатлила именно церковь Вознесения — шедевр белокаменного зодчества. Стройная, высокая, изящно украшенная рядами кокошников, церковь и сейчас восхищает современных москвичей. К ней и развернута лавочка Анны Андреевны.
— Чтобы понять чувства поэтессы, любовавшейся церковью и так высоко ее оценившей, мы предлагаем посетителям взглянуть на наши виды именно с этого места, как бы увидеть «Коломенское» глазами Ахматовой, — рассказала о замысле Лилия Розова. — Сохранились воспоминания, что Анна Андреевна любила сидеть на скамье спиной к Передним воротам Государева двора и долго рассматривать церковь Вознесения Господня.
Выхожу из экспозиции и направляюсь к лавочке — найти ее оказалось совсем не сложно. Однако место уже было занято, и на лавочке сидела молодая пара. Я заметила их еще в экспозиции и, обрадовавшись, что мы выбрали один и тот же маршрут, решила расспросить их, чем их привлекла выставка и творчество Ахматовой.
— Меня всегда зачаровывал строгий ритм стихотворений, хотя полностью понять трагический смысл ее произведений было сложно, нужно же разгадать все метафоры, — рассказала Анастасия Журавлева. — Но в школе у меня была очень забавная история. В одном популярном фильме цитировалось стихотворение «Все мы бражники здесь, блудницы», и под впечатлением я решила выучить его для урока литературы. Сейчас только понимаю, как, наверное, смешно было слышать его из уст ребенка, мне тогда было лет 12.
Пока улыбчивая девушка рассказывала мне свою историю взаимоотношений с творчеством поэтессы, молодой человек, Петр, был совсем в другом настроении — задумчиво продолжал смотреть на церковь, хотя и слушал наш разговор.
— Я очень давно не был в «Коломенском», а сейчас вот приехал сюда, чтобы посетить новую выставку, — рассказал Петр. — В детстве мы очень часто сюда приезжали. Я помню, как катали меня на санках зимой здесь, а весной или летом мы всегда запускали воздушного змея, такая вот семейная традиция. Не думал даже, что у меня появится такая ностальгия, но я сейчас заметил, что «Коломенское» изменилось. Может, это игра воспоминаний, но мне кажется, что сейчас это место стало более оживленным, популярнее у москвичей. И как будто более ухоженным, продуманным — заметил, что здесь сейчас больше развита инфраструктура. В детстве надо было брать с собой бутерброды, термос с чаем — а сейчас так много разных точек, что в парке можно спокойно провести целый день, и ничего не надо продумывать заранее. Что ж, не могу не согласиться с рациональным мужским взглядом — действительно, мимо нас проходят мамочки с колясками, семьи с детьми, молодежь веселыми компаниями — общаются, любуются архитектурой, радуются последним осенним солнечным дням...
Но что интересно — прохожие поглядывали на нас, как мне показалось, с завистью. Рядом с лавочкой стоит яркая табличка, указывающая, насколько особенное это место, но, увы — мы втроем заняли все пространство. Смутившись и подумав, что надо дать возможность полюбоваться церковью Вознесения и другим посетителям гостеприимного парка, напоследок я решила поделиться с неожиданными знакомыми своим открытием — Анна Андреевна написала стихотворение о «Коломенском»:
Как древние
в Коломенском ворота (Они стоят совсем недавно тут,
За ними — ничего, а было что-то),
Так в никуда слова мои ведут.
Прочитав эти строки, мы все вместе подумали о том, как бережно в Москве относятся к истории — остаются места нашего детства, юности, прогулявшись по которым можно в мыслях вернуться в прошлое, но в это же время как преображается столица, не теряя своего самобытного облика... Интересно, что бы Анна Андреевна сказала о Москве сейчас? Понравились бы ей расширенные тротуары, прогулочные зоны? Мне почему-то кажется, что да, ведь Москва, как и в середине прошлого века, радуется творческим людям и способна очаровать любого уникальным культурным сплавом старины и новой архитектурой ультрасовременного мегаполиса.
КСТАТИ
Анну Ахматову дважды номинировали на Нобелевскую премию по литературе, в 1965 и 1966 годах, но это выяснилось лишь спустя 50 лет. Стало известно, что ее кандидатуру выдвигали профессора славянских языков Гуннар Якобссон и Роман Якобсон из Гетеборгского и Гарвардского университетов.